Главная » Книги и журналы

1 ... 22 23 24 25 26

дущего здания, так ,ц при реставрационных работах. Их основное назначение - наглядно изобразить характер архитектурной обработки здания и художественного оформления интерьера, а также показать технические приемы выполнения отдельных видов работ.

На планах и разрезах рабочих чертежей здания характер декоративно-художественной обработки отражается недостаточно полно. Поэтому кроме рабочих чертежей выполняют перспективы внешнего вида и интерьера здания с его художественным оформлением (рис. 275), а также развертки внутренних ограждающих поверхностей интерьера (рис. 276). Проекции внутренних стен, ограничивающих помещение, развертывают в одну плоскость.

совмещая с ними проекции пола и потолка. Развертки могут быть изображены двумя способами.

1. Проекции стен помещения последовательно развертывают по горизонтали. У одной из продольных стен изображают снизу план пола, а сверху - плафон (рнс. 276, а).

2, В середине чертежа помещают план пола, а с соответствующих его сторон изображают проекции стен; плафон изображают у одной из стен (рис. 276,6).

Рисунки плиточных и мозаичных полов. На рис. 277 приведен пример покраски акварельными красками чертежа пола, выполненного из керамических плиток трех цветов - желтого, коричневого и серого. Бордюр орнаментального узора (ме-





Рис. 276. Две схемы (а, б) развертки на чертеже ограждающих поверхностей интерьера




Рис. 277. Упражнение по многоцветной покраске чертежа пола нз керамических плиток

андр) настилают плитками размером 50Х Х50 мм двух цветов - светло-серого и коричневого (умбра жженая). Основное поле настилают по диагонали сдвоенными рядами плиток размером 100X100 мм двух цветов - светло-серого и желтого (охра желтая). Таким образом, рисунок пола образован чередованием светлых и темных квадратов размером 200X Х200 мм.

После нанесения сетки линий и основного контурного рисунка орнамента делают общую цветовую подготовку всей площади чертежа акварельной краской светло-серого тона. Затем рисунок из плиток покрывают желтым и коричневым цветом основного поля и бордюра. Швы между темными по тону плитками высветляют жидким раствором гуаши с помощью чертежного рейсфедера.

Приступая к выполнению рисунка четырехцветного пола из поливинилхлоридных плиток с прямой настилкой и вразбежку через два и пять горизонтальных рядов (рис. 278), наносят сетку линий и выделя-

ют при этом повторение рисунка через семь рядов и раскладку плиток вразбежку со сдвигом на половину ширины плитки. После этого обводят линии швов разведенной плиточной тушью и приступают к покраске рисунка.

Сначала иа всю площадь рисунка наносят общую цветовую подготовку слабым раствором краски светло-желтого цвета (охра желтая). Затем всю площадь рисунка опять покрывают светло-серым тоном, который должен передать цвет плиток основного орнаментального рисунка. Этот рисунок прорисовывают, покрывая затем выборочно более темные места рисунка пола: темно-серым цветом - квадратные вставки и умброй жженой - крестообразные промежутки (основной цветовой фон узора), как показано на рисунке. Последний слой краски почти черного цвета наносят на меньших по величине квадратных вставках. Далее на темных участках узора прорисовывают швы гуашью светлого тона. При нанесении одного цвета краски на другой рекомендуется предварительно де-



светло-серый

Умбра жженая

Нейтральтин

У 200*200



Оси симметрии и повтора

Рис. 278. Фрагмент эскиза четырехцветного пластикового пола

лать пробу на отдельном куске бумаги того же качества.

Чертежи и рисунки паркетного пола. На

рис. 279 представлен чертеж паркета, который собирают на месте из заранее заготовленных щитов с уже отработанным лицевым слоем.

Рассмотрим более подробно конструктивные чертежи и приемы выполнения эскизов паркетного пола (рис. 280), который настилают на заготовленную подоснову. Пол, как правило, выполняют по индивидуальному проекту для уникальных или реставрируемых зданий, что требует отделочной доработки на месте. На одном нз эскизов (рнс. 280, а) показаны план помещения и общая композиция паркетного пола (линейным контуром), на других эскизах - детальная разработка орнаментального узора в цвете.

Рисунок паркета представляет собой трн круга с переплетающимся обрамлением. Фоном служит щитовой паркет прямой

настилки, набранный ромбом. В центральном круге - восьмиугольная звездчатая композиция, в боковых кругах - пятиугольная. Щиты настилают по лагам (рис. 280, б, в), а затем выполняют декор в виде наборного паркета из кусков разных пород дерева, отличающихся по текстуре, цвету и светлоте тона.

При выполнении на рисунке линейного контура узоров, напоминающих розетку (рис. 280, г), уделяют внимание геометрической точности рисунка, поскольку на основе проработанного эскиза делают шаблоны в натуральную величину. Рисунок фона, состоящего нз квадратных щитов с наборным рисунком, также обводят тушью.

Приступая к окраске эскиза акварелью, сначала прокладывают общую цветовую подготовку раствором желтой охры, которая объединит различные по тону участки паркета в общую цветовую гамму. Этот светлый желтоватый тон будет преоблада-



Щит 800x800


Рис. 279. Эскиз щитового паркета


Места установки тумбы торшера

Рис. 280. Конструктивные чертежи и приемы выполнения эскиза паркетного пола: а - план помещения и композиции паркетного пола, б - лаги и щиты паркета, в - три вида щитов, г - часть эскиза наборного паркета, выполненного в цвете






Рис. 280. Продолжение



ШаШн-н.в.


270

10 SO 10 fQ М


Рис. 281. Чертежи лепных профилей наружного карниза здания (а) с шаблоном (б) и карниза

интерьера (в)

ющим на всем поле паркета (поз. 2,3,7 - светлые породы дерева). Второй слой краски (поз. /) - более темный (охра жженая) выявляет правые грани концов звезд и тем самым придает рисунку рельефность. Она создается также за счет изменения направления волокон (поз. 6). Волокна надо проработать тонкой кистью по уже проложенному основному тону.

Фоном в кругах и самым темным тоном эскиза служит темно-серый цвет с зеленоватым оттенком (поз. 5 - подкраска дубовых кусков в цвета морения), который выявляет рисунок звездчатого орнамента. Этот слой краски наносят аккуратно, чтобы не исказить контуры рисунка. В заключение работы слабым раствором краски наносят текстуру древесины, чтобы придать изображению материальность.

Рисунки лепных архитектурных деталей и профилей. Эскизы и рисунки, предназначенные для производства отделочных и декоративных работ, снабжаются наложенными сечениями и простановкой раз-

меров, необходимых для изготовления по ним шаблонов штукатурной тяги в натуральную величину.

На рис. 281 приведены эскизы профилей наружного карниза здания (вынос 317 мм) и карниза внутреннего помещения, который служит декоративным обрамлением плоскостей стен и потолка. В составе профилей - несложные обломы: полочки, полка с выкружкой, прямые гусек и каблучок (см. рис. 37). На том же рисунке утолщенной линией показан профиль карниза, который изображен в натуральную величину, для выполнения по нему шаблона штукатурной тяги. В тех случаях, когда профиль имеет декоративную порезку или орнаментальное украшение, на второй совмещенной его проекции изображают рисунок этого украшения.

Рисунок капители (рис. 282), выполненный по обмерам в натуре,- основа для изготовления моделей и лепных форм при восстановительных и реставрационных работах. Подобный эскиз делают, как прави-





Рис. 282. Обмерный чертеж капители для изготовления модели и лепных форм

ло, в двух-трех проекциях, с изложенным профилем и основными размерами, необходимыми при выполнении шаблонов.

На рис. 283 изображен эскиз архитектурной обработки фрагмента здания - арочного проема. Декоративная обработка проема выявляет клинчатую структуру арки с расшивкой швов и замковым камнем. Рельефная поверхность стены обработана рустом со швами треугольного профиля, имитирующими каменную кладку. Швы арки увязаны со швами стены. Линия перехода клинчатого руста в горизонтальный - стрельчатой формы. Пяты арки опираются на импост - горизонтальную полосу, венчающую стену у основания полуциркульной части проема. По полю импоста проложен рельефный орнамент бегущая волна .

Выполнение эскиза начинают с нанесения линейного контура арочного проема. Затем размечают клинья арки и горизонтальные швы декоративной обработки, учитывая при этом толщину штукатурного слоя. Прочерчивают все профили и наносят орнаментальную полосу. Весь эскиз и его неповторяющуюся часть, например правую, прорабатывают тоном - отмывают тушью или окрашивают акварельной краской. Наносят светотень, которая выявляет рельефность декоративной обработки. Самыми светлыми участками будут левые и верхние грани шва, а самыми темными - противоположные грани швов и падающие тени замкового камня. В заключение уточняют контуры теней на лицевых гранях руста и на замковом камне, наносят мелкими штрихами шероховатую фактуру поверхности, сгущая штриховку




Рис. 283. Выполиеиие эскиза лепной отделки арочного проема

на границе с наиболее светлыми гранями руста.

Рисунки и эскизы декоративно-художественного оформления зданий. При выполнении альфрейно-декоративных работ цвет - основное средство декоративно-художественной обработки здания, главным образом интерьера.

Один из наиболее распространенных элементов художественной отделки зданий - орнамент. Орнамент - это графическое, живописное или скульптурное украшение, которое представляет собой ритмическое сочетание и чередование взаимосвязанных друг с другом элементов геометрического или растительного содержания. На рис. 26 были приведены два вида орнамента: двухцветный орнамент -

розетка, полосовой орнамент - фриз геометрического характера. На рис. 277 был приведен полосовой геометрический орнамент - меандр. Эскизы орнаментов выполняют в натуральную величину, затем по ним изготовляют трафареты - тонкие картоны с прорезью для покраски одноцветных элементов орнамента.

Рассмотрим эскиз для альфрейно-декоративных работ.

Приемы одноцветной росписи под лепку декоративных орнаментов гризайль заключаются в передаче на плоскости объемности изображаемых форм с помощью растушевки тональных переходов и нанесения светотени. На рис. 284 приведен эскиз фрагмента росписи фриза с гирляндами. Рисунок гирлянд, связей




Рис. 284. Фрагмент эскиза одиоцветиой росписи фриза под лепку гризайль


S е 7 8

Рис. 285. Фрагмент эскиза многоцветной декоративной росписи и способ перенесения контура

изображения с эскиза на натуру

между ними и лент - одноцветный. Поле фриза и стены помещения теплого приглушенного тона. Выполнение эскиза требует сочетания акварельной и гуашевой техники.

Выполнение эскиза многоцветной деко ративной росписи показано на рис. 285 (фрагмент плафона трибуны ипподрома в Москве). После выполнения контура

изображения наносят акварелью общую подготовку по всей площади эскиза (грунт) светло-розовым тоном (/ - раствор кадмия оранжевого). Последующие цвета наносят в порядке увеличения силы тона: сначала желтый (5 - обрамление основной ленты), затем коричневый {8- медальоны), пурпурный - 2, зеленый - 7, снний - 6, серый - 4 и т. д. Приемы гра-



фического выполнения эскизов должны учитывать специфику ее техники в натуре. На этом же рисунке показан способ увеличения и перенесения по сетке контура изображения с эскиза на натуру при неповторяющихся мотивах росписи, когда изготовление трафаретов нецелесообразно. Этот же способ увеличения рисунка росписи может быть использован при изготовлении трафаретов.

Контрольные вопросы

I. Чем отличается слоевой способ отмывки от размывного? 2. Какие цвета называют ахроматическими, а какие хроматическими? 3. Какой чертеж называют разверткой ограждающих поверхностей интерьера? Как его выполняют? 4. Что называют трафаретом, шаблоном? 5. Для чего применяют трафареты и шаблоны?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изложенный в учебнике материал будет способствовать учащимся - будущим рабочим-строителям приобретению знаний, необходимых для выполнения различных геометрических построений и проекционных изображений на чертежах, а также для чтения рабочих и монтажных чертежей.

Для закрепления навыков в чтении чертежей помимо изучения материала, приведенного в учебнике, полезно использовать чертежи действующих типовых про-

ектов жилых, общественных и производственных зданий и сооружений, а также серию плакатов по чтению строительных чертежей.

Умение читать чертежи необходимо в повседневной производственной деятельности каждого квалифицированного рабочего-строителя.

Для более глубокого изучения некоторых разделов в учебнике приводится список дополнительной литературы.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Анис и МО в И, И., Кузнецов И. С, Кириллов А, Ф, Черчение и рисование, М., 1983,

Вышнепольский И, С, Техническое черчение, М 1988,

ГОСТы Единая система конструкторской документации .

ГОСТы Система проектной документации для строительства ,

Кириллов А, Ф, Черчение и рисование. М., 1987.

Строительное черчение и рисование / Под общ. ред. Б, В, Будасова, М 1990,

ЯкубовичА. А, Задания по черчению для строителен, М., 1990,



1 ... 22 23 24 25 26
Яндекс.Метрика