Главная » Книги и журналы

1 ... 21 22 23 24 25 26 27 ... 29



262. Рисунок по заданному плану и фасаду




263. Рисунок по заданным проекциям с самостоятельным выбором точки зрения

265. Рисунок собственного проекта

264. Жилая комната по заданным проекциям



I. f, t






щим линейного рисунка, передать освещение (рис. 264).

Последняя группа заданий - выполнение перспективных рисунков по ортогональным чертежам памятников архитектуры и собственного архитектурного проекта, разработанного по курсу архитектурного проектирования. Это упражнение выполняется, как правило, на одном-двух листах. На них помечаются план, фасады, разрезы проектного предложения, точки и линии, связанные с построением перспективы, выполняются эскизы композиции окончательного рисунка, а также наброски людей, деревьев, машин, необходимых для общей композиции рисунка. Студент старших курсов должен самостоятельно выбирать наиболее выразительные изобразительные средства для раскрытия идеи собственного сочинения. В этом окончательном рисунке должна быть видна индивидуальность рисующего, его собственный почерк (рис. 265, 266).

266. Рисунок собственного проекта

7. Рисование элементов окружающей среды

Архитектурные сооружения находятся в тесной связи с окружающей средой - землей и ее рельефом, растительным миром, воздухом, транспортом и т. д. Введение в изображение архитектурных объектов людей, растений, машин, мебели и т. д. оживляет рисунок, передает дух времени и, главное, выражает масштабную характеристику сооружения, пространства. Но правильная характеристика объекта будет определяться тем, в каких размерах будут изображены люди, растения, машине! или мебель. Часто обстоятельства складываются так, что, желая ввести в композицию рисунка или чертежа изображения людей, машин, их приходится рисовать по представлению, от себя . При этом



характер изображения будет зависеть

от размера рисунка, техники его исполнения. Во всяком случае, они являются подчиненными элементами в композиции всего архитектурного рисунка и в изображении их должна быть определенная степень условности.

Важен размер, общие очертания, убедительная запись движения, внешняя характеристика. Так, например, в рисунках интерьера театра, водного бассейна или, скажем, промышленного сооружения внешняя характеристика в изображении людей или машин будет различна (театральная, спортивная или рабочая одежда, спортивные позы в бассейне и т. д.).

Для развития навыков рисования по представлению, от себя надо проделать много упражнений, знать конструкцию, пропорции того объекта,

который решено изобразить, знать

его исходные данные в ортогональных проекциях. Так, например, чтобы нарисовать человека, надо знать возрастные изменения в пропорциях, конструкцию, возможные движения его, уметь записывать эти движения основными точками и линиями, массами.

Продолжительные и очень быстрые рисунки натуры в классах, наброски,

запись движений в альбомах развивают

необходимые качества для рисования от себя . А научившись быстро и лаконично записывать движение с натуры,

легче будет перейти к рисованию

по памяти и представлению, компонуя

группы людей или изображая одного

человека в той или иной одежде. Полезны упражнения в рисовании фигур человека в определеннхх масштабах (1:20, 1:50, 1:100). Каждтй

масштаб требует своей степени проработки. Так, например, если голову

человека в масштабе 1:100 можно записать просто точкой, то в масштабе 1:20 потребуется точная запись головы,

увязанная с движением всей фигуры, пометка основания профильной линии осей глаза. Такого рода рисунки выполняются и с натуры и по представлению (рис. 267).

Аналогичные упражнения проделы-ваются и по рисованию отдельных средств транспорта, мебели. Но прежде чем рисовать какую-либо машину, надо проанализировать ее пропорции в исходных проекциях. Это, безусловно, поможет в дальнейшем при рисовании ее по памяти с разных точек зрения. Приведенные примеры изображения транспортных средств различными графическими средствами показывают методику выполнения рисунков (рис.

268, 269).

Рисование форм растительного мира (деревьев, цветов, кустов и т. д.) так же, как и человека, крайне необходимо, и трудно переоценить значение этой учебной и воспитательной работы. Ограничивать значение этих разделов в программе только необходимостью введения изображения дерева или человека в архитектурный рисунок или чертеж, конечно, нельзя. Главная цель этих упражнений - изучение природы, структуры, конструкции объектов, пропорций и их возрастных изменений, познание через рисунок конструктивных идей, заложенных в созданиях природы. Все это, безусловно, является хорошей подготовкой архитекторов для будущей творческой практики.

Выбор главной темы рисунка, отбор деталей, подчеркивающих и развивающих тему, решение композиции, передача многопланового пространства с бесконечным множеством деталей - все эти вопросы должен разрешить учащийся в пейзажных рисунках.

На рис. 270 дан пейзаж, главная тема которого дерево. Небо, земля, виднеющийся за полем вдали строящийся город служат фоном для дерева. Дерево занимает всю изобразительную плоскость. Четко выявлены планы пространства. Глубина пространства достигнута в рисунке при помощи линейной перспективы. Детально проработано дерево, прорисованы стволы и ветви, листва обобщена в отдельные группы, дальний план сведен к нескольким линиям (рис. 270). В другом изображении городского пейзажа главная тема - строящийся метромост через






267. Наброски людей в раз- личн1х масштаб^. Учебный рисунок

270. Пейзаж с дерев^-м. Учебный рисунок

268. Мебель

269. Средства транспорта

Москву-реку в Лужсниках. Точка зрения с набережной.

Изображение моста занимает большую часть листа бумаги и в перспективе убегает с правого верхнего угла по диагонали вниз. Дальний план - противоположный берег, поросший деревьями, решен обобщенно. Гладь реки с отражением моста, нарисованное небо передают определенное состояние погоды.

Композиций пейзажа может быть бесконечно много и их не надо порой придумывать. Природа сама дарит их, подсказывает, только внимательно надо вглядываться в нее, изучать. Отдельные элементы растительного мира уже сами по себе являются сложными объектами рисования. Они имеют большое число деталей, интересных по своему строению, красивых по про-




тг- =4--

1







271. Набросок

архитектурного пейзажа

272. Рисунки дуба, сосны и 273. Ринки тополя, березы, их деталей липы и типы крон











порциям. Внимательное изучение многообразия форм этого мира, живого

и постоянно развивающегося, является

самостоятельной задачей по рисованию

(рис. 271).

Интересными представителями растительного мира являются деревья. Они разнообразны по своим видам, внутри каждого вида трудно найти одно дерево похожее на другое: оно может быть взрослым или молодым, здоровым

или больным и т. д. На рис. 272, 273

приведены несколько видов взрослых и молодых деревьев, и даже беглого взгляда достаточно, чтобы определить, насколько они отличаются по своим размерам, пропорциям, характеру ветвей и листьев. У дуба доминирует могучая крона, у сосны сильный ствол и относительно малая крона, у пирамидального тополя ветви тянутся вместе со стволом ввысь, у липы, наоборот, ветви распространяются радиально

в ширину, образуя шарообразную

крону, у березы - свисают. Для изучения конструкции дерева хорошо рисовать их без листвы, один скелет . Знание структуры дерева, порядка расположения и примыкания к стволу

основных ветвей, пропорций и деталей (листьев, цветов), формы кроны значительно облегчит рисование деревьев от себя , будет хорошим материалом для архитектурной графики. При изображении дерева большое значение имеет техника рисунка. Это хорошо видно на примерах рисунков, сделанных различными материалами.

Для изучения композиционных, графических приемов полезно делать копии с рисунков мастеров (И. И. Шишкина, В. Д. Васильева, А. К. Саврасова и др.). Много рисунков, изображающих

растительный мир, можно найти у Леонардо да Винчи, Дюрера, Рембрандта и других больших мастеров прошлого.

Глубокое изучение опыта в^1дающих-ся мастеров, пытливое наблюдение и рисование природы с натуры приходит на помощь будущему архитектору: это по-

могает ему шире и глубже познать мир, видеть и чувствовать прекрасное. Именно все это откроет ему путьк более плодотворной творческой деятельности в будущем. А те учащиеся, которые берутся за решение задач стилизации форм окружающей нас природы не познав ее, допускают серьезную ошибку, так эта их работа не будет иметь прочного основания и в лучшем случае будет перепевом чужого. И здесь не выручит ни техника рисунка, ни эффектная манера исполнения. Главная цель, к которой следует стремиться,- познание природы в ее многообразии с тем, чтобы взять от нее как можно больше полезного и необходимого для своей работы, творчества. Это достигается только с помощью учебы - кропотливой, упорной и пытливой, через глубокое познание самого себя и окружающего мира.

Эту мысль постоянно высказывали, подчеркивали и утверждали выдающиеся мастера искусства и архитектуры. Ле Корбюзье писал о себе, что он, человек созерцательного склада, изучал природу и затем своими руками создавал произведения, обладающие пластическими свойствами, а именно таким образом, утверждает он, создается истинная архитектура, истинная живопись, истинное градостроительство. Задолго до него великий Гете говорил о себе, что он никогда не созерцал природу с поэтической целью, он начал с того, что рисовал ее, потом он изучал ее с целью понять естественные явления. И так он мало-помалу выучил природу наизусть , во всех ее мельчайших подробностях. И когда ему этот материал был нужен как поэту, он весь был в его распоряжении и ему незачем было грешить против природы. И вот, помятуя об этом, молодому человеку, мечтающему стать большим мастером в области архитектуры (и не только архитектуры), нужно не упустить время и сформулировать для себя необходимые и достаточные условия и следовать им в своей жизни.



1 ... 21 22 23 24 25 26 27 ... 29
Яндекс.Метрика