Главная » Книги и журналы

1 ... 19 20 21 22 23 24 25 ... 29



234. Малая архитектурная форма. Учебный рисунок

235. Фрагмент архитектуры. Учебный рисунок

на, пометка фона, тональная проработка с выявлением глубины пространства.

Главная тема рис. 236- фрагмент архитектуры - арка в старом городе. Композиция рисунка выявляет скученность застройки старого города. Изображение арки занимает почти всю картинную плоскость, неба не видно, узкая улочка, раскрывающаяся через арку, упирается в стену дома. В этой учебной работе выбрана такая точка зрения, когда картинная плоскость почти параллельна плоскости стены с аркой. Рисунок в^хполнен в лаконичной, линейной манере с условной обобщенной прокладкой теней. Для передачи глубины пространства использованы закономерности воздушной перспективы, свет дальнего плана легко прикрыт, уменьшен контраст между светом и тенью.

Этот рисунок, как и два первые, выполнен карандашом. Но в этом случае рисунок имеет ярко выраженный

линейный характер с лаконично проложенными тенями.

На рис. 237 дан фрагмент реставрируемого старого сооружения. Главная тема рисунка - вход в ограду - изображен на фоне стены и строительных лесов, нарисованных угольным карандашом. В этом рисунке передается материал - кирпич, белый камень, дерево. Помимо угольного карандаша здесь использована и сангина.

На рис. 238-242 приводятся примеры учебных рисунков архитектурных фрагментов.

Рисование интерьеров

Рисование интерьера - внутреннего пространства архитектурного сооружения, предназначенного и подчиненного всецело нуждам и потребностям человека, имеет своей целью развить объемно-пространственное мышление, научить учащихся изображать внутреннее пространство различной сложности, закрепить и углубить знания по практическому применению закономерностей




4- г .




236. Фрагмент архитектуры. 237. Фрагмент архитектуры. Учебный рисунок Учебный рисунок




перспективы, расширить композиционные понятия.

Жизнедеятельностью человека определяется весь внутренний строй интерьера: освещение, декор, цветовое решение, с одной стороны, и внутреннее оборудование - мебель, ее размеры и расстановка и т. д.- с другой. В интерьере, гармонично построенном и отличающемся бытовым или производственным комфортом, все элементы внутреннего пространства соподчиняются друг с другом и отвечают функциональным потребностям человека, его духовным, эстетическим запросам. Различные пространственные планы, различные источники освещения, создающие ту или иную оригинальную световую среду и характеристику интерьера, различные цвета материалов и предметов, входящих в интерьер - все это постоянно выдвигает много новых и сложных вопросов при его изображении.

238. Ворота. Учебный рисунок

239.Лестница. Учебный рисунок

При рисовании интерьеров используется широкий набор изобразительных материалов - карандаш простой и угольный, тушь, перо, белая и цветная бумага и др.

Каким бы сложным по конфигурации не был интерьер, его всегда можно, как правило, привести к известным геометрическим объемам, которые имеют в плане квадрат, прямоугольник, круг, полукруг и т. д. Поэтому умение хорошо рисовать геометрические формы в перспективе значительно облегчит рисование интерьеров с натуры. Учащиеся к этому времени должны знать, как строится фронтальная или угловая перспектива. Основные ее виды применялись ранее при рисовании различных моделей, но при рисовании интерьеров приходится вводить коррективы в перепек-




тивное построение в соответствии со зрительным восприятием изображаемого помещения. В этом заключается сложность рисования интерьеров.

Однако искажение перспективного изображения значительно уменьшается, если оно строится на нескольких картинных плоскостях, с несколькими точками схода и несколькими горизонтами. В рисунках перспектив с несколькими точками схода, называемых широкоугольными, угол зрения может доходить до 90-100°. Разновидностью широкоугольной перспективы является и так называемая театральная перспектива. На рис. 244 видно, как она строится - стены, потолок, пол - каждый элемент имеет свою точку схода.

Для характеристики интерьера важен вопрос выбора линии горизонта. Линия горизонта в определенной степени раскрывает назначение внутреннего пространства. В многоярусных помещениях:

театре, цехе, спортзале, водном бассейне и т. д. по высоте она может изменяться в больших пределах в зависимости от задач, поставленных перед учащимся. Например, при рисовании помещений детсада ее лучше взять на уровне глаз ребенка. При линии горизонта, взятой высоко, раскрывается больше плоскость пола, создается впечатление большей площади, при низкой увеличивается впечатление монументальности.

При рисовании интерьера помимо эскиза делаются схематические рисунки плана и разрезов изображаемого помещения с пометкой точки зрения, картинной плоскости, точек схода. Такая схема поможет понять и разобраться в построении сложной перспективы и выразить правильно пропорции.

Учебн^хе работы на рис. 243-248 иллюстрируют методический подход к выполнению рисунков. Логичная компо-



зиция листа помогает достаточно полно раскрыть содержание внутреннего пространства, посредством различных средств и приемов передается многообразие архитектурных форм, освещения, строительных материалов, оборудования и т. п.

При рисовании интерьеров, как и архитектуры вообще, используются всевозможные материалы - простая и

цветная бумага, различной мягкости

карандаши, уголь, кисти, перо, тушь, гуашь и т. п.

5. Рисование экстерьера -..

архитектурных сооружений и их комплексов

Этот вид архитектурного рисунка

требует знаний основных принципов реалистического изображения и умения применять их на практике.

Выполнением этих работ студент

закрепляет и развивает навыки в изображении разной сложности внешних видов сооружений и комплексов с выявлением их архитектурно-композиционных особенностей, связи с природой и предметами окружающей среды. В этом, собственно, и заключается цель упражнений.

Выполнение рисунков сопровождается большой подготовительной работой на стадии эскиза. В это время изучается и осмысливается конструктивно-художественная структура сооружения, его место в архитектурном комплексе, его связь с природой. На основе этого

формируется композиция изображения, подбирается соответствующий изобразительный материал. Во время эскизи-рования идет работа над отдельными элементами, включаемыми в композицию рисунка (зарисовки людей, машин

и т. д.). В эскизе решается сложная задача - из множества точек зрения выбирается такая, которая наиболее полно отвечала бы задаче, поставленной в задании. Удачный выбор точки зрения,

высоты горизонта разрешает многие композиционные вопросы. На рис. 248 показана степень выявления формы в


240. Фонарь. Учебный рисунок

241. Фрагмент старой архитектуры. Учебный рисунок

242. Фрагмент интерьера.

Учебный рисунок

243. Метро Курская. Учебный рисунок

зависимости от точки зрения. Наилучшим образом она выявляется в случае, когда зритель видит хорошо раскрытые две стороны сооружения. На рис. 250 показана зависимость высоты линии горизонта на изображении одной и той же формы. Низким горизонтом можно подчеркнуть монументальность сооружения, его берут, когда нужно показать, что сооружение большое, и, наоборот, высокий горизонт уменьшает это впечатление, его применяют, как правило, для изображения небольших сооружений. Расстояние точки зрения от объекта также существенно влияет на изображение, от этого зависит ракурс. Далекая от объекта точка зрения - спокойная перспектива, близкая - острая, искажающая форму.







При рисовании общих видов сооружений и особенно группы сооружений не всегда можно применить правила перспективных построений на одну картинную плоскость. Так же, как и при рисовании интерьеров, при изображении этих объектов порой приходится прибегать к нескольким горизонтам и увеличивать угол зрения до 100° а при рисовании панорам и больше.

Освещенность объекта, характер источников света также имеют большое значение для выявления формы сооружения. Боковое освещение объекта с его полутенями и тенями лучше всего выявляет пластику архитектурного сооружения.

На передачу правдивого масштаба сооружения влияют и такие факторы, как изображение деталей сооружения и окружающей среды, людей, окружающей природы, машин и т. д. Их размер

244. Интерьер бассейна. Учебный рик

245. Метро и^ая. Учебный р^с-у^

может подчеркнуть, например, грандиозность сооружения или, наоборот, погасить это впечатление.

Композиционному решению должна! соответствовать и характер исполнения рисунка, материал и технические средства.

В учебном рисовании архитектуры наиболее часто и широко применяются следующие изобразительные манеры:

линейные рисунки различными материалами и выявляющие форму в перспективном, ортогональном и изометрическом изображении;

тональные рисунки с выявлением светотеневых отношений;

смешанная техника - линейный рисунок с условной прокладкой тона тушью, акварелью, введением цвета.









1 ... 19 20 21 22 23 24 25 ... 29
Яндекс.Метрика