Главная » Книги и журналы

1 ... 18 19 20 21 22 23 24 ... 29





225, Последовательность

стадии ведения рисунка ионической к^и^ели











228. Последовательность рисунка коф^о^ капители (памятник Лизикрату в Афинах)




ные точки построения линий, определяющих движение масс орнамента, наносятся линии и на их основе помечаются узловые пункты элементов с последующей проработкой их формы.

Примером простого орнамента может служить повторение одного и того же элемента на той или иной поверхности. Этими повторяющимися элементами могут быть зубчик, бусинка,

лист и т. д. Ритм элементов сложных орнаментов строится на волнообразной линии со спиральнхми завитками. Широкое использование различных элементов архитектурной орнаментики можно

видеть на антаблементах, капителях, базах, розетках и т. д. Для учебных

целей удобны различного рода капители, розетки.

На рис. 223, 224 изображена капитель, эхин которой орнаментирован так называемыми иониками (рис. 223, 224). Этот орнамент часто применяется и в карнизах, обломы которых служат распространенными моделями для рисования. Более сложный орнамент включен в

состав ионической капители.

В отличие от дорической, в ее орнамент вводятся завитки, так называемые волюты, бусинки и т. д. (рис. 225). Часто применяется в архитектурной орнаментировке и лист аканта, он входит основным элементом в сложные розетки, которые украшают потолок или свод и располагаются между балками или ребрами

в углублениях, называемых кессонами (рис. 226, 227). Лист аканта входит важным декоративным элементом в композицию сложных капителей. На рис. 228

показана последовательность рисования

коринфской капители памятника Лизи-

крату в Афинах. Перед рисованием такого типа капители учащийся должен

знать и увидеть, что конструктивной основой ее является цилиндрическая, усеченно-коническая или колоколообраз-ная форма с лежащей на ней сложной по конфигурации плитой-абакой. Эти

конструктивные элементы в основном предопределяют построение характерных узлов орнамента капители как в натуре, так и в рисунке. Для построения необходимо видеть и чувствовать ось

колонны и капители. На капители в определенном порядке располагаются листы аканта, волюты, различного рода завитки.

Работая над рисунком архитектурных деталей и орнаментов, следует увидеть связь их со всем сооружением. Это наблюдение надо закрепить в принципиальных малого размера схематических рисунках плана, фасада, разрезов. Это делается либо с натуры, либо с помощью материала, взятого из книг и других источников (рис. 229).

Учащийся не должен ограничиваться изучением и рисованием орнамента только в классных условиях и только классического. В жизни во время путешествий, командировок, отдыха можно часто встретить интересную и высокохудожественную орнаментацию в народном жилище, общественных и парковых сооружениях. Учеба продолжается и в этих условиях (рис. 230, 231).

3. Рисование

малых архитектурных форм и фрагментов сооружений

Рисование малых архитектурных форм - беседок, фонтанов, павильонов различного назначения и т. д. полезно тем, что такой тип сооружений дает возможность видеть конструкцию, хорошо просматривать внутреннее и наружное пространство, видеть их связь, работу строительного материала.

В качестве примера взята беседка-ротонда Нескучного сада в Москве (ар-хит. М. Ф. Казаков). Поскольку рисунок на эту тему относится к начальным упражнениям, то при определении цели работы следует исходить из тех фактических знаний и умений, которыми обладает учащийся. Важно уже в первых рисунках архитектурных сооружений выработать целесообразную методическую последовательность выполнения их, уделить большое внимание сущности архитектурного объекта, продолжить более глубокое освоение основных закономерностей реалистического рисунка - сложного перспективного построения изображения, то-





тшш


229. Изучение паа

Лизикрату таблица

нального выявления объемных характеристик объекта, пространства. В этих упражнениях внимание учащегося должно быть направлено на выяснение связей архитектуры с окружающей средой.

Весь процесс рисования можно разделить на два этапа: первхй - определение композиции рисунка и знакомство с архитектурным сооружением; второй - непосредственное исполнение рисунка. При изучении и рисовании архитектуры учащийся дожен выяснить для себя множество вопросов: что это за сооружение, его функциональное назначение, место в окружающей среде, каков генплан, планы, разрезы, фасады этого сооружения, каковы стилевые особенности его, из какого материала оно построено, его конструкции, пропорции и т. д. Чем больше будет поставлено и выяснено вопросов, тем глубже будет понимание сути данного сооружения.

Взятая в качестве примера беседка - центрическое сооружение, покоящееся на высокой гранитной набережной Москвы-реки, имеет ярко выраженную ось; восемь колонн тосканского ордера несут купол с антаблементом. Эта беседка видовая. Под ее куполом приятно любоваться панорамой города, хорошо укрыться от солнца или дождя. В этом заключается одно из ее функциональных назначений. Другое - этой беседкой можно любоваться как мастерским произведением архитектуры, гармонично вписанным в природу. Она хорошо раскрывается зрителю с аллей парка или противоположного берега реки, а также и с воды. Со всех точек она воспринимается по-разному, под различными ракурсами (рис. 232). В Нескучном саду таких беседок две, стоят они на набережной Москвы-реки и входят в дворцовый ансамбль, находящийся в глубине парка. Беседки построены из белого камня, материала характерного для многих старых строений Москвы. Контрастирует с белым камнем красиво орнаментированная



решетка-ограда из чугуна. Антаблемент упрощен и состоит из двух частей - архитрава и карниза. Фриз отсутствует.

Одновременно с изучением объекта рисующий присматривается к возмож-н^1м точкам зрения и прикидывает композицию рисунка (рис. 233). Беседка - главное в композиции и введение

в рисунок окружающей среды (людей,

деревьев, неба, воды) должно быть подчинено этому главному.

Процесс изучения объекта, выбор точки зрения должны быть активными и сопровождаться зарисовками основных ортогональных видов сооружения - ситуационного плана, разреза, фасада вместе с окружением, а также перспективными рисунками сооружения вместе со средой. И делать их надо не только с натуры, но и по представлению с необычных точек зрения: сверху, с воды и т. д. Силой воображения надо представить объект, например с вертолета, и суметь нарисовать. Эти рисунки - основа эскизов, по ним определяется

формат картинной плоскости, степень заполнения листа изображаемым объектом, антуражем; в них должно ясно читаться - далеко или близко стоит архитектурное сооружение, как видно его - сверху или снизу, где проходит уровень горизонта. При выборе точки зрения надо учитывать возможные изменения освещенности объекта (в течение одного часа солнце перемещается

примерно на 15°в горизонтальной плоскости). Из всех эскизов выбирается

один. В данном случае выбран вид с реки на фоне деревьев парка и неба. В композицию входит также и вода.

Словом, эта точка зрения (с лодки)

позволяет показать сооружение в ракурсе и в связи с набережной, водой и

деревьями.

Исходя из этого решена и композиция листа. Беседка, стена набережной

взяты крупно на фоне деревьев и с отражением в воде. Весь рисунок строится на листе бумаги, имеющем вертикальную протяженность, пропорции листа 3X4 позволяют дать достаточно полную характеристику обстановки отдельно стоящей беседки.


230. Орнаментальный завиток. Учебный рисунок

231. Консоль

Исполнительский материал в учебном рисовании обусловливается заданием, в данном случае выбран карандаш и белая бумага.

Прежде чем приступить к выполнению окончательного рисунка, надо еще раз просмотреть избранный эскиз, уточнить на нем положение линии горизонта, очертания больших масс архитектуры, антуража. Тщательно выполненный эскиз будет хорошей основой при исполнении окончательного рисунка.

На рис. 232-233 показана методическая последовательность ведения рисунка.

1 -я стадия - пометки основн1х размеров масс архитектуры, антуража делаются по эскизу и выверяются по натуре. Поскольку беседка - сооружение центрическое, то следует найти место ее вертикальной оси и пометить ее на листе. После этого помечаются вертикальные членения: купол, антаблемент, колонны, высота набережной, ограждение. Далее помечаются крупные горизонтальные членения, оси колонн. Все эти пометки делаются легкими линиями.











raxaz

232. Рисунок беседки

ротонды.Ситуационный

план. Вид беседки с различных точек зрения

233. Последовательность рисунка беседки (ЦПКиО им. Горького, архит. М.Ф. Казаков)




Такими же линиями помечаются в перспективе крупные формы беседки: купол, антаблемент, колонны, стена набережной, уточняется сложный рисунок

деревьев.

2-я стадия. На этой стадии необходимо проанализировать построение рисунка, обратив особое внимание на соотношение основных членений, правильность перспективного построения, и исправить возможные ошибки. После этого переходят к пометке общих размеров мелких членений - капителей,

орнамента ограды, карниза, камней стены набережной и т. д.

3-я стадия. Прорисовывая капители, надо учитывать, что все они повернуты к рисующему под разными углами и, следовательно, каждая из них имеет свою точку схода, особенно следует обратить внимание на рисунок абак.

4-я стадия. В стадии прорисовки деталей важно выдержать их соразмерность по отношению к целому. Поэтому после первой их пометки следует вновь проанализировать и скорректировать весь рисунок. Ошибочно помеченная деталь (велика или мала) будет сбивать масштаб сооружения. Таким образом, начав с пометок общих объемов сооружения, переходят к крупным вертикальным и горизонтальным членениям, помечая их в перспективе. Затем переходят к деталировке этих крупных структурных членений. Когда закончится эта

стадия рисунка, то становится ясно

видно очертание изображаемого объекта,

нарисованного тонкими линиями.

5-я стадия. Следующий этап работы - тональное решение рисунка. В условиях пленэра он осложняется непостоянством освещения. В рисунке же невозможно передать изменение световой среды. В эскизе этот вопрос в общем был решен - свет справа или слева, т. е. найдены такие условия освещенности, которые наилучшим образом

выявляют объем изображаемого объекта. Но к моменту окончания построения рисунка, если это не было предусмотрено, солнце может уйти, и все изменится. Однако в этом случае следует зрительно запомнить определенное све-

товое состояние среды и исходя из этого постараться построить тени. В этой стадии работы над рисунком придется много делать от себя .

Тональную моделировку формы следует начинать с самых темных мест. В данном примере - это тень в подку-польном пространстве, собственная тень на карнизе и падающая от него на архитрав, чугунная решетка и т. д. Тональная проработка формы в первую очередь ведется в тенях, собственных и падающих. Уже в этой стадии силу теней следует взаимоувязывать, делая их, как правило, более контрастными на переднем плане и менее - на заднем.

Общая сила теней на объекте увязывается с тональным решением антуража - деревьями, небом, водой. Поскольку деревья служат фоном и находятся в глубине пространства, их надо решать в мягких тональных отношениях. Это создаст иллюзию глубины, воздушного пространства. Тон не должен забивать линейного рисунка. Заключительная стадия - обобщение рисунка. Рисунок должен быть тонально собран, т. е. должны быть разобраны планы, сгармонированы тени, прокорректированы тональные отношения, если в процессе проработки деталей были допущены ошибки (перетемнены или, наоборот, ослаблены тени). При солнечном освещении тональная лепка формы должна быть более четкой.

На рис. 234 изображен фрагмент набережной Невы около Биржи. Гранитный шар на прямоугольном постаменте оформляет сход к воде и служит композиционным акцентом на однообразно тянущемся парапете набережной, а также обозначает место для причала судов. И в этом рисунке и в рисунке башен Кремля (рис. 235) основой архитектурных форм являются куб, шар и параллелепипед, пирамиды, т. е. геометрические формы. Надо увидеть простые формы башен, декорированных деталями. Последовательность выполнения этих рисунков такая же, как и в разобранном выше примере: эскиз, пометка крупных объемов первого пла-



1 ... 18 19 20 21 22 23 24 ... 29
Яндекс.Метрика