Главная » Книги и журналы

1 2 3 4 5 ... 29

Учебный рис\-игк, < jn \г,Л1, и ццУ^чсг

и вместе взятых, простых архитектурных

деталей, предметов быта,

Завершающим этапом учебного рисунка должны стать познание и передача с натуры и по представлению сложных

форм, созданных природой, в том числе

и человека, Особо важное значение для

желающего овладеть сложной профессией архитектора является всестороннее изучение и передача с натуры и по

памяти архитектурных сооружений, Для

этого необходимо в совершенстве владеть механизмом рисунка,

В данном пособии проведен принцип - минимум средств для решения поставленн1х задач, Если для решения композиции, перспективы или пропорций можно обойтись двумя точками на листе, то учащийся должен оперировать этими двумя точками, не более, Так и с линиями,

Применение правила рисовать через две точки линиями заставляет учащегося охватывать и намечать всю композицию, а не копировать линию, определяющую эту форму от одной точки по частям,

Эта манера рисования заставляет больше думать, понимать, делать отбор и последовательно вести учебный рисунок от общего, избегая грубых ошибок,

Она приучает к правильному расчету и

обостряет глазомер, Овладение мастерством рисунка должно у архитектора завершиться развитием способности свободного представления проектируемого сооружения в голове и умения изобразить его на листе бумаги с любой точки зрения и в любом ракурсе, К этому времени учащийся должен в полной мере

овладеть механизмом рисунка, так как неуверенное выражение мыслей на бумаге снижает качество самой хорошей

идеи и приводит к разочарованию в своих силах, Образно говоря словами художника К, Брюллова, у архитектора должна быть такая координация между мозгом

и рукой, чтобы карандаш бегал по воле

мысли: мысль перевернется и карандаш должен перевернуться, и тот не художник, для кого исполнение составляет

труд, Конечно, поиск оригинального композиционного решения всегда представляет (особенно для большого мастера) тяжелый, но великий и благодарный труд,

Как во всяком деле косвенный опыт убыстряет формирование мастера, так и в рисунке он играет огромную роль, Под косвенным опытом подразумевается усвоение успехов, достигнутых в той или иной области деятельности другими людьми в прошлом и настоящем, Изучение через копирование рисунков больших мастеров облегчает и убыстряет понимание сути рисунка,

Настоящее пособие написано на основе традиций кафедры рисунка Московского архитектурного института, в становление которых внесли большой вклад выдающиеся педагоги и художники М, И, Курилко, В, Н, Яковлев, А, А, Дей-нека,

Авторы пособия считают необходимым отметить участие в написании разделов 6 и 7 гл, 2-й, разделов 1 и 2 гл, 3-й и раздела 5 гл, 4-й Василия Михайловича Бежалова (1916-1976), педагога кафедры рисунка,

Работа написана под руководством С, В, Тихонова по разработанному им плану, Над текстом пособия работали: С,В,Тихонов - введение, гл, 1-я, вступление и разделы 1 - 7 гл, 2-й, вступление и разделы 1,2 гл, 3-й, вступление и разделы 1-7 гл, 4-й, вступление и раздел 1 гл, 5-й, гл, 6-й и заключение; В, Г, Демьянов - гл, 1-ую, раздел 5 гл,- 2-й, вступление и разделы 1-7 гл, 5-й; В, Б, Подрезков - разделы 1 -5 гл, 2-й, разделы 1-5 гл, 2-й, Предметный указатель и библиография составлены С, В, Тихоновым и В, Г, Демьяновым, Методические таблицы и рисунки выполнены С, В, Тихоновым и частично В, Г, Демьяновым, Ими же сделан подбор учебных рисунков и рисунков мастеров,

Авторы выражают благодарность архитектору А, М, Жмулюкину за помощь в фотографировании иллюстраций,



ГЛАВА. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

/. Оборудование, материалы, инструменты и их использование

Учебные помещения для рисования имеют специальное оборудование, состоящее из различных мольбертов для крепления бумаги, подставок для натуры,

набора учебного реквизита (гипсовых

слепков геометрических тел, орнаментов, архитектурных деталей, отдельных частей и всей фигуры человека и методических пособий, поясняющих то или

другое задание).

Исходя из того, что настоящее пособие может быть использовано и самостоятельно изучающими рисунок при

подготовке в архитектурный институт,

в нем дается ряд советов, как организовать рабочее место дома и какие материалы необходимо иметь, впервые приступая к занятиям по рисунку.

Для прикрепления листа бумаги необходимо иметь прямоугольную доску или подрамник размером 45 X 65 см, рассчитанный на половину стандартного листа бумаги. Подрамник следует сделать из гладкой фанеры толщиной

3-5 мм. Для придания подрамнику жесткости фанеру надо набить или прикрепить на рамку, связанную из брусков сечением 2x3 см. Его можно устанавливать для удобства работы на стул (рис. 8). Целесообразно изготовить простейший мольберт. Для этого к верхней части боковых граней подрамника

размером 65x65 см шарнирно (на двух гвоздях) прикрепляют две ножки, связанные между собой перекладиной.

При работе ножки мольберта ставятся на пол, а нижний край подрамника на колени. Шарнирное соединение ножек с подрамником позволяет придать плос-

кости подрамника необходимый наклон, удобный для рисования. Лучше, если мольберт будет иметь четыре ножки

(рис. 8,<?).

Необходимо также иметь запас белой плотной бумаги, рисовальной или чертежной, размером 30x40 и 40x60 см (рис. 8,а); папку с клапанами для хранения бумаги и рисунков (рис. 8,в); канцелярские кнопки для прикрепления бумаги к доске; резинку, разрезанную по диагонали; ножик или в крайнем случае лезвие от безопасной бритвы в оправе; карандаш со свинцовым графитом средней твердости -<<М , 2М . Такой карандаш наиболее удобен для начального обучения рисунку: им легко работать, он допускает достаточно большие градации по силе линий и тушевки, хорошо держится на бумаге, хорошо стирается и растирается резинками (рис.9).

Для более ясного понимания, изучения и применения в рисунке законов светотени освещение рисуемого предмета должно быть постоянным, достаточно контрастным и сосредоточенным. Освещение доски с бумагой должно быть мягким, слева и сверху, чтобы тень от руки не мешала рисующему.

Доска с бумагой располагается на расстоянии вытянутой руки (рис. 11). Мысленная прямая линия, проведенная из глаз на середину бумаги, должна быть перпендикулярна плоскости листа. Поворачивать рисунок во время работы не

. Примерный к^леек принадлежностей д.ля рисовании: кар^даши,

8. Оборудование и м^терилы а - бумага для рисования; б - альбом для зарисовок; в - папка хранения бумаги и рисунков; г - подрамник на стуле: д - мольберт для рисования

резинка. нож. кнопки

10. Постановка кити и пальцев при рисунке карандашом

а в начальной стадии: б,в - прорисовке деталей







рекомендуется. При такой посадке удобнее работать рукой и равномерно охватывать лист глазом, не допуская грубых

искажений и ошибок в перспективе,

пропорциях и светотеневых отношениях.

Карандаш должен быть аккуратно

отточен. В начальной стадии исполнения рисунка карандаш надо держать ногтевыми фалангами большого, указательного и среднего пальцев за неотточенный конец, опираясь ногтем мизинца на подрамник (рис.10,а). Такая постановка

кисти и пальцев руки позволяет более рационально использовать длину карандаша и регулировать силу нажима, при этом кисть руки не загораживает лист и позволяет рисующему в процессе работы сравнивать части и вести рисунок от

общего к частному. Держать карандаш

близко к отточенному концу допустимо

лишь тогда, когда все изображение

построено правильно и можно переходить к уточнению и передаче мелких

деталей (рис.!0,б,в).

Использование других, более широких профессиональных материалов: тонированной бумаги, угольных палочек

и угольных карандашей, пера и туши, сангины и соуса возможно после того, когда будет накоплен опыт и умение рисовать графитным карандашом.

Для постоянных упражнений по рисунку начинающему рисовать необходимо всегда иметь при себе альбом или блокнот с твердыми крышками, размер которого позволял бы хранить его в кармане (рис.8,б). В них рекомендуется делать и закреплять те упражнения, которые проходятся в этот момент по систематическим плановым занятиям.

2. Постановка руки и развитие координации на простых упражнениях

Для выработки первоначальной координации глаза, мозга и руки и приобретения навыков целесообразного использования рисовальных инструментов и материалов впервые приступающему к изучению рисунка необходимо проделать

ряд простых упражнений на развитие расчета и глазомера. На этих упражнениях учащийся осваивает основной принцип рисовать через две точки линиями , находить характерные пункты-точки различных линий или плоскостных фигур.

При рисовании, естественно, могут быть допущены те или другие ошибки, которых не надо бояться. Гораздо важнее вовремя замечать и уметь малыми средствами исправлять их. Поэтому первоначальные пометки должны наноситься более слабой или, как говорится, исчезающей точкой или линией. Эти пометки потом, по контрасту с более сильными, точнее найденными точками или линиями, проведенными после сравнения и анализа, должны стать незаметными.

Такой метод приучает работать наверняка , осмысленно и без лишних стираний резинкой, а в дальнейшем, по мере систематических упражнений, приводит к быстроте и простоте при решении различных композиционных задач.

Научиться сознательному использованию точек и линий, развить технику рисунка легче на простых упражнениях, чем на более сложных заданиях, которые помимо технической стороны имеют много специфических конкретных задач, например перспектива, светотень, конструкция того или другого предмета, решение композиционных вопросов.

Как при обучении человека грамоте большое значение придается четкому написанию букв, которое дает возможность проще и быстрее контролировать правильность написания слова, а в дальнейшем и записываемой мысли, так и разумное использование точек и линий облегчает решение различных задач, стоящих перед рисующим.

Умение использовать точки, линии и тушевку обостряет зрение мозга на природу, на ее внешние и внутренние закономерности и облегчает осознанный контроль за рисунком со стороны рисующего и со стороны педагога.

Характеристики возможных линий, определяющих поверхность тел, а также различные явления бесконечны, но все их

С ч



2. Постановкаруки иразвитиекоординации напрос:хуражненх улг^илнптцл


Посадка при р^с^ с натуры

- вид сбоку;

- вид сверху



i * ГлаваЮрганизацияработы и п^г^.льныеуражн г. а 4f>itJ*



14а

14б

14г

12. Компасные л^нии в рисунке (гоизнталные и вертикальные)

13. Линии разли^г^ характера по тношнию компасных

14. ПроцессрисованияпрямойлиниИР^ линии на листе;

уточнение после анализа расположения линии более заметными точками; в - по найденным точкам

а - прямая линия определенного направления на листе бумаги, заданная для рисования: 6 - пометка

Д >МЯ ЛСПСИЧН ТОЧкАМН

легкое изображение линии; / - на основании сравнении

проведенной линии с заданной, дальнейшее уточнение ее направления и проведение окончательною. более сильного изображения



2. Постановка руки и развитие координации на п^осх у^гне^ях 23



15al56

15 В

15д

13. Процесс р^сов^

изогнутой л^ии

определенного характера: а - заданная линии; б - пометка чет^мрех характерн^1х крайних точек

для данного положения изогнутой линии и нахождение середины нзображения; о пометка характерн^1х точек кривой. две из котор^1х определяют ее начали и конец;

г - проведение легкой линией изображения кривой через найденные характерные точки; д - анализ и дальнейшее уточнение

точками расположения линии на листе бумаги, проведение окончательного изображения более сильным штрихом



Организация работы и под^о^ове^ъ^ые упражнен


16а

18а


многообразие можно понять и изобразить, владея конструктивным рисунком.

Так как для рисования служит бумага прямоугольного формата, то большое значение в процессе обучения имеют линии, параллельные краям (рис.12). В натуре им могут соответствовать вертикальная линия отвеса и перпендикулярная отвесу горизонтальная линия. По отношению к основным осям, как правило, будет рассматриваться движение предмета и его перспективное изображение. Относительно этих компасн^хх линий в учебном рисунке берутся и строятся все другие разнообразные по характеру линии (рис.13).

В учебном рисовании надо приучить

себя видеть всю линию в целом. Для этого следует обозначить сперва ее начало и конец точками. Вести линию следует не по частям, а сразу по всей длине, смотря при этом не на кончик карандаша, а в конец линии, отмеченной точкой.

Более сложные по форме линии требуют фиксации ряда промежуточных характерных точек, которые определяются при помощи вертикальнхх и горизонтальных касательных линий, параллельных краям листа бумаги.

Этот основной конструктивн1й принцип рисунка поясняется на приведенных примерах изображением прямой и изгибающейся линии.

Предположим, дана прямая линия



21а

21а

21г

16. Проведение линий одной силы и на равном расстоянии дрруг от дрруга

а - параллельно к краям бумаги; б - наклонных к краям бумаги

17. Проведение линий возрастающей си.лы. достигаемой раз.личным нажимом карандаша

18. Деление линий на равные

19. Нанесение на линии разных направлений отрезков, наход^их в определенной соразмерности

20. Деление уг.ла на равные

21. Проведение прямых линий, одих л одну точку, н^о^щую^ на листе бумаги и за ее краями

22. Проведение прямых линий под разными углами






26ГлаваIОрганизацияработыиподготовительныеупражнениЯ' .vh/piI> n\uttta

у







23. Проведение

изгибающихся линий

14. Проведение повторяющихся элементов изогнутой линии

а - одинаковой силы нажима карандаша; б - разным нажимом карандаша

29. Примеры рисования

простых гем^триче^ких орнаментов

23а

24 а

246

25а

25б

?5в



1 2 3 4 5 ... 29
Яндекс.Метрика