Главная » Книги и журналы

1 ... 16 17 18 19 20 21 22 ... 29





на спине. Лопатки у животнхх менее подвижны, чем у человека, подвижность лопаток которого обеспечивает большие возможности движения рук. Удаление плечевого сустава от грудной клетки вызвало у обезьян и человека появление особхх, только им присущих костей - ключиц.

Голова животного по сравнению с головой человека имеет меньшую мозговую часть и значительную по размеру лицевую, удлиненнхе челюсти и носовые кости. Все это определяет направление, расположение и пластическую форму отдельных частей головы, рта, носа, глаз, скуловых костей и т. д.

Большой интерес представляет сравнение скелета кисти руки человека с соответствующими ей костями передних конечностей различных животных и скелета ступни ноги человека с костя-

205, Козерог

206. Слониха

207. Зебра

ми задних конечностей животных (рис. 211).

Более отдаленное общее сходство имеют с человеком птицы. В связи с возможностью полета передние конечности превратились в крылья (рис. 212). Появление мощнхх летательн^хх м^хшц предопределило возникновение в грудной кости киля для их прикрепления. В элементах же ноги птицы, которая не потеряла функций опоры и передвижения, можно найти некоторое подобие с соответствующими частями ног человека и животных.

Владение общими принципами рисунка, достигнутое при изучении и рисовании человека, предполагает успешное рисование форм животного мира.












208. Орел

209. Павлин, бабочка

210. Аналогии форм животных и форм архитектурных сооружений









211. Сравнительная анатомия а - скелет; б - череп;

в - грудная клетка; г - конечности

212. Скелет птицы

213. Диа^а







При рисовании животнхх в силу их подвижности трудно и нет необходимости делать длительные тонально законченные рисунки. Рисунок животного с натуры должен решать композицию, пропорции и движение основных масс его тела, т. е. общий образ, не вдаваясь в передачу отдельн^хх деталей. Этой цели более всего соответствует линейная манера рисунка.

Чтобы получить более полный образ

животного, чтобы лучше сохранить в сознании характер, окраску и фактуру следует наряду с линейными рисунками животных делать законченные тональные рисунки отдельных частей тела. Такой подход к рисованию позволит сохранить время и вместе с тем накопить достаточный материал для создания как линейных, так и тонально законченных рисунков всего животного по представлению.

Общие принципы построения рисунка (на основе исходных изображений, характерных конструктивных пунктов и направляющих линий, сечений) полностью применимы при рисовании животных.

Именно этот метод позволяет быстро и точно пометить основную характеристику животного, в большинстве случаев находящегося в непрерывном движении. Необходимо и полезно рисовать скульптурные изображения животных (рис. 213, 214).

Одновременно с рисованием с натуры надо рассматривать и изучать рисунки с изображением животных, сделанные известными графиками и живописцами, скульпторами.

Рисование животных помимо изучения их и обострения зрения на природу вообще способствует совершенствованию мастерства рисунка.



ГЛАВА. РИСОВАНИЕ ФОРМ АРХИТЕКТУРНЫХ СООРУЖЕНИЙ И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Разнообразие форм архитектурных сооружений, окружающая их среда - все это может служить объектом для рисования. Рисование архитектуры проводится на протяжении всего курса обучения с последовательным усложнением задач по мере приобретения знаний и навыков. Эти упражнения преследуют определенные воспитательные цели. Изучая и рисуя архитектуру, учащийся познает ее композиционно-художественные закономерности, ее стилевые особенности, конструктивно-художественную логику построения частей,

деталей и целого архитектурного организма. В процессе рисования архитектуры происходит накопление художественных и технических способов и приемов изображения. Но это не единственный источник приобретения этих

качеств. Трудно переоценить в этом роль сопутствующих дисциплин, которые дают большую и полезную информацию, знания и практические навыки. К этим дисциплинам относятся начертательная геометрия, теория конструкций, история искусств и архитектуры, живопись, скульптура и, конечно, архитектурное проектирование.

Рисование архитектурных сооружений как моделей, являющихся особенно интересным учебно-методическим материалом, всесторонне развивает объемно-пространственное мышление будущих

архитекторов. Выполнение упражнений

на архитектурную тему преследует многоплановые цели. Это, во-первых,

приобретение и дальнейшее развитие изобразительных навыков, глубокое освоение всех закономерностей реалистического рисунка, развитие композиционных способностей студента. Во-вторых, изучение предшествующего

опыта в архитектуре и строительстве, накопление материала для своей творческой работы. И хотя средствами фотографии это можно было бы сделать быстрее, однако безразличная фиксация всего, что попадает в объектив фотоаппарата, не может заменить живого восприятия. В рисунке запечатлевается главное, делаются акценты, словом, идет отбор материала. Рисунок отражает заинтересованность автора, в нем есть живая душа . В-третьих, приобретение таких навыков и умений, которые в дальнейшем послужат основой индивидуального профессионального архитектурного рисунка. Видный советский архитектор и педагог И. В. Жолтовский, отмечая роль рисунка в архитектурном проектировании, писал: Это - реальные следы, которые оставляет в своем, порою зигзагообразном, дви1жении творческая мысль архи-тектора 1.

Архитектурный рисунок имеет свою специфику, вытекающую из его назначения и рода деятельности, он индивидуален и место его в творческом процессе каждого мастера свое. Он - продукт творческой, мыслительной работы архитектора, наглядное выражение его идей, вариантов архитектурно-проектных предложений. По своему характеру - это наброски, эскизы, выполненные на бумаге или кальке, т. е. предварительный, поисковый материал. Это - творческая кухня , как иногда называют эту стадию работы. С другой стороны, такой рисунок может быть и окончательным, входящим в состав проектной документации и раскрываю-

Архитектура СССР, 1933, № 5.



1 ... 16 17 18 19 20 21 22 ... 29
Яндекс.Метрика