Главная » Книги и журналы

1 ... 14 15 16 17 18 19 20 ... 29



177. Последовательность рисунка с^кульп^;уры Мальчик с гусе







точника света и зрителя и в зависимости от характера ее пластики. В одном случае усиливается светотеневой контраст, в другом уменьшается.

Та же последовательность в работе соблюдается и при рисовании других скульптур: Мальчика с гусем , Амура^> (рис. 177, 178). В эти рисунки, как и в другие, полезно вписать скелеты, сравнивая их между собой по движению и размерам (рис. 179).

Рисование фигуры человека

Изображение фигуры живого человека принципиально не отличается от рисования гипсовой. Однако оно требует от учащегося более глубоких знаний перспективы, пропорций, пластической

анатомии, характера движения и более уверенного, точного применения принципа основных характерных точек и направляющих линий.

Рисование живого человека осложняется тем, что он не может долгое время сохранять одно и то же положение своего тела, и оно постоянно в тех или ин1х пределах меняется. Кроме того, рисование человека требует большего

сосредоточения внимания и никак не допускает копирования, срисовывания.

В рисунке прежде всего выявляется сущность общего, основного движения фигуры и взаимное расположение главных частей тела, так чтобы они вместе

наиболее ярко выразили образ, характер изображаемой модели. Достигается это прежде всего выявлением на листе бумаги главных, характерных точек и основных направляющих линий модели. В процессе рисования надо учитывать лишь то положение модели, которое

более ярко выражает ее образ.

Следовательно, на бумаге сначала строго фиксируется сущность основного движения, затем все детали, подчиняясь общему движению, наносятся на этот каркас.

Метод основнхх точек и направляющих линий особенно важен в кратковременных набросках с фигуры движущегося человека. Такой набросок позво-

ляет быстро зафиксировать одномоментное движение (рис. 170, 171). Детали же, если они необходимы, прорисовываются потом по памяти.

Методика рисунка человека - длительного и краткого - иллюстрируется рис. 180, 181, 182, которые особого словесного пояснения не требуют.

Рисование рельефа

Рисование рельефа с изображением людей преследует ряд учебных целей. Скульптура и особенно барельеф возникли и развивались вместе с архитектурой и органически входят в композицию зданий и сооружений. Памятники архитектуры Древнего Египта, Древней Греции, эпохи Возрождения и другие дают убедительные примеры синтеза скульптуры и архитектуры.

В скульптурных произведениях, особенно в барельефах, выражались важнейшие общественные события, разные стороны жизни человека. Связанные с архитектурой рельефы имеют большое идеологическое и воспитательное значение, отражая уровень развития культуры.

Рисование рельефа дает возможность учащимся усвоить историю развития и композиционно-пластические закономерности строения рельефов в архитектуре Египта, Греции, средневековья, Ренессанса и в современной архитектуре, уяснить художественно-пластические свойства рельефов (барельефов, горельефов и т.д.). Учащиеся должны понять зависимость композиционно-пластических построений рельефа от его расположения в интерьере или в экстерьере, на какой стороне света, вверху или внизу, от стиля эпохи и темы сооружения, сюжета, изображенной пластической формы, ее ритмического построения, точек восприятия.

Рисование рельефов, выполненных выдающимися мастерами, передавшими средствами пластики богатство движений и форм (труд, отдых, бег, пляска, спорт, война и т.д.), дает хорошую основу для широкого и глубокого по-



Глава 4. Рисование и и^ч^ие ч^.в^а


знания различных процессов в жизни и деятельности людей и художественно-образного их воплощения в различных синтетических пластических формах (рис. 183).

Методика рисунков с гипсовых слепков и с человека иллюстрируется рядом учебных работ, выполненных в классе, музеях, на натуре (рис. 184-195).

7. Рисование и изучение

форм животного мира

Архитектор должен пытливо наблюдать природу во всех ее проявлениях, открывать в ней для себя все новое и

новое. Разнообразные формы животного

мира достойны привлечь его внимание и вызвать законный интерес к той части бесконечной природы, в которую входит сам человек.

История оставила нам много изображений животных. Их можно найти

на стенах пещер и скалах, выцарапанных или нарисованных первобытным человеком. Различные народы оставили выразительные, с высоким совершенством выполненные изображения живот-н^1х. Эти изображения наряду с изображениями людей украшали архитектурные сооружения в виде скульптурного, живописного или графического

декора (рис. 196-198).

179. Скелеты, вписанные в рисунки Аполлона,

Мальчика с гусем и Амура

Большое внимание человека к животным в прошлом объяснялось не только их внешней красотой, но и значением, которое они имели в его жизни. Например, лошадь являлась его главным транспортным средством; овца, корова, лань, лось и т. д. были источниками питания и одежды; собака - близким другом и самоотверженным помощником.

Архитектор через рисование животных в первую очередь должен обогатить сознание, обострить взгляд на природу с целью почерпнуть и взять из нее как можно больше идей конструктивно-строительного и архитектурно-пластического порядка. Известно, что крупные инженеры-строители, архитекторы с этой целью постоянно изучали формы живых организмов.

Конечно, у нас закономерно вызывают восхищение предметы, производимые человеком. Во многом человек превзошел природу, ее возможности, создает новые, часто превосходные формы. Он изменяет эти формы в необходимом направлении, быстрее и в более грандиозных размерах, чем это может совершиться в природе. Но несмотря на это природа вообще и процессы развития в ней форм с определенными качествами остаются пока для челове-





180. Последовательность 182. Мышцы фигуры рисунка живой фигуры

181. Скелет фигуры




183. Греческая ваза с рельефом. Учебный рисунок




184. Раб. Учебный рисунок





185. Обнаженная мужская фигура. Учебный рисунок

186. Обнаженная женская фигура. Учебный рисунок

187. Набросок обнаженной мужской фигуры со спины

188. Набросок женской фигуры в одежде




ческого творчества непревзойденными образцами, не познанными до конца наукой. Поэтому идеи, заложенные в природе, человек должен увидеть, правильно познать и в дальнейшем развить, применить в дело.

И нужно всегда помнить, что природа раньше ответила на многие вопросы, над которыми работала и работает мысль человека. При этом необходимо представить себе, насколько медленнее человеческое мышление подходило бы к решению проблем в науке и технике, если бы не б^гло летающих, плавающих и других живых существ.

Рассматривая, наблюдая, рисуя формы животного мира, мы видим, что они бесконечно разнообразны и часто прекрасны. Можно найти среди них превосходные, смелые с инженерно-архитектурной точки зрения построения кон-


струкций, сопротивляющихся по форме . А биохимические и другие процессы, которые позволяют природе воспроизводить эти формы из окружающего материала, синтетически совокупно могут служить, в некотором отношении, образцами для творчества технолога-строителя. Среди этих форм можно наблюдать фактуры и расцветки, гармонические сочетания которых могут вызвать очарование, как у простого зрителя, так и у художника-колориста, декоратора-прикладника и скульптора (рис. 198). Поэтому познание через рисунок животного мира должно развивать у архитек-






1 ... 14 15 16 17 18 19 20 ... 29
Яндекс.Метрика