Главная страница
Строительная теплофизика
Строительство в США
Тепловой режим здания
Геохронология Земли
Антикоррозионная зашита конструкций
Архитектура
Строительство подземных сооружений
Дымовые трубы
Черчение для строителей
Обмоточные провода
Проектирование радиопередатчиков
Радиоприемное устройство
Резисторы
Резисторы - классификация
Транзисторы
Электропитание
Электрические аппараты
Металлические корпуса
Операционные усилители
Устройства записи
Источники вторичного электропитания
|
Главная » Книги и журналы 1 ... 10 11 12 13 14 15 16 ... 29 144. Последовательность рисунка с гипсового слепка головы Аполлона Бельведерского с фоном I Голова человека, особенно лицевая ее часть,- сложная в пластическом отношении форма. Поэтому процесс ее изображения следует сопровождать изучением и рисунком отдельных частей: глаза, носа, губ, уха. Ниже показана последовательность изучения и рисования каждой части и всей головы. На рис. 142 приведена методика изображения головы Антиноя с различных или с одной точки зрения, но в нескольких поворотах. Она углубля- ет знания конструкций, пропорций, приемов построения объемной формы. На рис. 143 изображены четыре возможные стадии последовательности выполнения рисунка с какого-либо одного положения. 1-я стадия. Пометка крайних точек размещения рисунка и точки центрального луча зрения всей композиции. Нанесение опорных точек подбородка и центрального луча для всей головы. Изображение общего овала головы и основания профильной ли- 145. Последовательность рисунка гипсовой головы Давида нии, проходящей через середину лба, переносицы, ости основания носа и подбородка. Проведение легкими линиями направления шеи. Пометка на основании профильной линии - линий глаза, надбровных дуг, нижнего основания носа и разреза губ, линии основания уха. 2-я стадия. Нанесение конструктивных пунктов деталей головы: переносицы, подбородка, носа, глаз, губ, скуловых костей, надбровных дуг, челюстей, лба, ушей, теменных бугров. Пометка основных точек шеи. Все парные, симметрично расположенные относительно средней линии опорные точки головы наносятся с учетом основных пропорций головы, характера движения и перспективных сокращений. Для проверки парные опорные точки можно соединять легкими прямыми линиями. 3-я стадия. Анализ ошибок, допущенных на второй стадии рисунка. Окончательная прорисовка общей формы и деталей головы более сильными правильными линиями. Возможна легкая пометка светотеневого перелома. 4-я стадия. Построение собственных теней. Контрастное нанесение собственных и падающих теней по отношению света с учетом сечений общей фор- Рабата над рисункам жиаой головы мы головы и ее частей. Прорабатывая тени по краям изображения головы, их не чернить, а делать несколько слабее, связывая с поверхностью бумаги и с пространством. 5-я стадия. Нюансы и переходы в тенях и на свету. Сравнение и обобщение всего изображения. В рисунке с гипсовой головы Аполлона (рис. 144) с фоном после линейного построения необходимо прокладывать тени на форме одновременно с теневой проработкой фона, соблюдая их тональные соотношения. Фон должен передавать градации освещения, в данном случае быть темнее в правом верхнем углу и светлее в левом нижнем. Для углубления знаний о закономерностях светотени полезно построить в линиях рисунок головы в каком-либо одном положении. Затем сделать с него несколько копий и дать светотеневую проработку каждой копии при различной освещенности головы. Это позволит студенту уяснить изменение восприятия формы в зависимости от степени освещенности. Голова Давида (рис. 145) послужила схем построения головы 130. Микеланджело основой для на рис. 129 и 147. Колеони . Учебный ринок 148. Набросок 149. Набросок 150. Рисунок г^овы 151. Зевс . Учебный рисунок Наряду с гипсовыми слепками необходимо рисовать оригиналы скульптур, выполненн^хх из различн^хх материалов (мрамор, бронза, сталь, дерево, стекло и т. д.), обращая серьезное внимание на скульптуры современных мастеров. Методика рисования головы человека мало отличается от методики рисования гипсового слепка. Вместе с тем рисунок живой головы по ряду причин сложнее и потому требует большей профессиональной подготовки. Предлагаемые студентам скульптурные образы, созданные в^1дающимися мастерами, отличаются большой силой художественного обобщения. Рисование же живой головы требует умения отбрасывать мелкие, второстепенные детали и подчеркивать главные существенные черты. Кроме того, в отличие от гипсовой, живая голова не может сохранять неизменным одно и то же положение и поэтому оно еще в большей степени отвергает копировочный под- 152. Рисунок головы 153. Рисунок головы молодой женщины ход к построению формы как в линиях, так и средствами светотени. И, наконец, цвет и фактура живой головы ставят перед рисующим дополнительные трудности. При рисовании живой головы особенное внимание следует обращать на изучение движения глаз и губ, а также на изображение цвета и фактуры глаз, губ и волос. Для того чтобы уверенно рисовать глаза живой головы, полезно проделать упражнение на рисование зрачка в различных поворотах с учетом сферической формы стекловидной массы и находящейся под ней радужной оболочки со зрачком. Процесс рисования головы человека складывается из пяти стадий (рис. 146). 1-я стадия. Нанесение крайних точек размещения рисунка и точки центрального луча всей композиции. Пометка подбородка и точки централь- кого луча зрения только для изображения головы. Проведение общего овала головы, основания профильной линии и направления шеи. Пометка на основании профильной линии: линии глаз, надбровнхх дуг, нижнего основания носа и разреза губ. Изображение линии основания уха. 2-я стадия. Нанесение конструк-тивн1х точек головы: переносицы, подбородка, носа, глаза, губ, скуловых костей, надбровнхх дуг, челюстей, лба, ушей. Пометка опорных точек шеи. Изображение легкими линиями формы головы и ее частей. Введение линий собственной тени. 3-я] стадия. Анализ второй стадии и прорисовка формы головы и ее частей более верными и сильными линиями. Уточнение границ собственн^хх теней. 4-я стадия. Передача собственн^гх и падающих теней, а также основных тональных отношений, выявляющих цвет и фактуру всех частей головы. 5-я стадия. Анализ и обобщение светоцветовых отношений изображения. Введение нюансных переходов в тенях и на свету. На рис. 148-153 помещены изображения головы человека разной степени законченности, иллюстрирующие некоторые возможности использования линий и тона рисовальных материалов. 2. Туловище человека. . . Анатомическое строение. Возможности движения. Конструкция. Основные конструктивные точки и применение их в рисовании Для изучения формы и конструкции туловище человека следует рассматривать в основных исходных положениях (рис. 117). Туловище человека делится на тазовую часть, грудную с плечевым поясом и поясничную. Скелет туловища состоит из таза, позвоночного столба, грудной клетки и костей плечевого пояса. Все кости расположены симметрично относительно средней плоскости и, за исключением позвонков и грудины,- парные. Таз - основа скелета человека: он находится в середине человеческого тела, снизу к нему прикрепляются кости нижних конечностей, а сверху на него опирается позвоночный столб, несущий на себе голову, грудную клетку и плечевой пояс с верхними конечностями. Кости таза несут и передают на ноги тяжесть всей верхней части тела человека и служат местом прикрепления многих мощных мышц туловища и ног. Таз состоит из трех парных симметричных костей: подвздошных, лонных, седалищных и пяти сросшихся позвонков нижнего раздела позвоночного столба, образующих крестец. Подвздошные кости ограничивают форму таза с боков, лонные спереди, седалищные располагаются внизу и служат опорой телу человека при сидении. В месте схождения этих костей расположена суставная впадина тазобедренного сустава, в которую входит головка кости бедра. Все кости таза вместе образуют кольцо, замкнутое сзади крестцом. Общая форма таза, в самом деле, в какой-то степени напоминает обычный таз, имеющий спереди над лонными костями вырез. Ось таза наклонена вперед, что хорошо заметно сбоку. Чтобы понять чрезв^гчайно сложную пространственную форму таза и составляющих его костей, нужно рассмотреть и нарисовать их с нескольких основных сторон не только спереди, сзади, сбоку, но и сверху (рис. 154). Основными характерными точками, важными для определения пропорций и пространственного положения таза, следует считать лонное сочленение, передние и задние выступы гребней подвздошных костей и нижний позвонок копчика. К тазу прикреплен позвоночный столб, который состоит из 33 отдельных костей - позвонков: семь шейных образуют жесткое основание шеи, 12 грудн^хх служат местом прикреп- 11 Ш 154. Скелет туловища человека а - спереди; б - сбоку; в - сзади; г - вид таза сверху; д - вид грудной клетки сверху: / - лонное сочленение (лобок); 2 - выступ гребешка подвздошной кости; 3 - гребешок подвздошной кости; 4 - седалищная кость; 5 - копчик; 6 - крестец; 7 - пятый позвонок живота; 8 - выступ края грудной клетки; 9 - первтй позвонок живота; 10 - мечевиднтй отросток; - грудина; 12 - ключица; 13 - седьмой шейный позвонок; 14 - первый шейный позвонок (атлант); /5 - лопатка; 16 - ость лопатки; 17 - выступ ключично-лопаточного сустава (акромиальный); 18 - яремная ямка ления ребер грудной клетки, пять поясничных соответствуют поясничной области, пять крестцовых позвонков входят в состав таза, а ниже них четыре копчиковых заканчивают позвоночный столб снизу. На протяжении своей высоты позвоночный столб имеет четыре изгиба, придающих упругость его конструкции. Шейнхй и поясничный изгибы обращены выпуклостью вперед, а грудной и крестцовый - назад. Все позвонки, за исключением крестцовых, соединены между собой суставами с хрящевыми прокладками, позволяющими совершать движения. Небольшие движения между смежными позвонками в совокупности дают достаточно большой диапазон движе- ний позвоночного столба в целом. Наибольшей подвижностью обладают пять поясничных и особенно семь шейнхх позвонков. Этой подвижностью объясняются большие возможности движения таза относительно грудной клетки и по отношению к ней головы: сгибание, разгибание, наклоны в стороны, вращение и пружинящие движения. Для определения пропорций и характера движения торса большое значение имеют первый и седьмой шейные, двенадцатый грудной, первый крестцовый и последний копчиковый позвонки. Грудная клетка служит вместилищем. важных внутренних органов человека и основанием для плечевого пояса (см. рис. 154). Замкнутое простран- 155. Мышцы туловища, шеи, плеча и бедра спереди, сбоку (с. 136) и сзади (с. 137} 1 - прямая живота; 2 - внутренняя косая живота; 3 - наружная косая живота; 4 - большая грудная; 5 - грудино-ключично-сосцевидная; 6 - трапециевидная; 7 - малая грудная; 8 - клюво-плечевая; 9 - двуглавая плеча; 10 - трехглавая плеча; 11 - дельтовидная; 12 - капюшонная; 13 - зубчатая; 14 - широчайшая спины; 15 - прямая общего разгибателя спины; 16 - средняя ягодичная; 17 - подостная; 18 - большая и малая круглые; 19 - большая ягодичная; 20 - портняжная; 21 - трехглавая бедра; 22 - двуглавая бедра; 23 - приводящие бедра; 24 - полуперепончатая полусухожильная; 25 - широкая фасция (сухожилье) бедра; 26 - натягивающая широкую фасцию (сухожилие) бедра; 27 - сухожильная фасция бедра; 28 - сухожильный ромб; 29 - сухожильный поясничный ромб спины 1 ... 10 11 12 13 14 15 16 ... 29 |
|