Главная » Книги и журналы

1 ... 7 8 9 10 11 12 13 ... 29



107. Последовательность

рисунка натюрморта из геометрических тел

2, Рисование предметов быта,

труда, культуры

Постоянно и ежедневно необходимо рисовать не только в учебной аудитории со специально подготовленных моделей, но и в домашних условиях, изображая предметы бытового обихода, культуры, труда.

Принципы и методика рисунка с успехом могут осваиваться на таких предметах, как мебель, посуда, кухонная утварь, так как все они имеют в большинстве случаев геометрическую основу конструкции и вместе с тем разнообраз-

ны по форме и пластике. Среди предметов домашнего обихода встречаются прекрасные образцы народного творчества или образцы декоративно-прикладного искусства того или иного стиля, в создании которых подчас принимали участие художники или архитекторы. Художественная выразительность этих предметов основана на единстве материала и конструкции, фактуры и цвета.

Начинать рисование нужно с более простых предметов, имеющих в основе одну геометрическую форму, и переходить затем к более сложным формам, состоящим из сочетаний нескольких гео-



Глава 3. Начальные упражнения по освоению о^ь^ п^ов учебного рисунка с на;уры




108. Рисунки ящиков и коробок

109. Последовательность учебного ри;унка натюрморта

110. Последовательность рисунка натюр.морта

111. Кратковременные рисунки быто предметов



2. Рисование предметов быа, трда, .-ь^р^








Глава 3. Начальные упражнения по освоению о^ь^ п^и^ци уче^г^ риа с н^ы



112. Последовательность ведения р^с^а натюрморта, составленного гиз бытовых п^е^.ме

113. Построение лиейй перспективы таи и виды ее изия с точек з^ия 1, 2, 3

114. Наброски таб^е^и в различн^1х п^ж^ях

115. Последовательность рисунка табуретки

метрических форм. Предметы быта весьма разнообразны по форме, фактуре и цвету. В начале учебного рисования основное внимание следует обращать на конструктивное построение формы, не увлекаясь на первых порах чрезмерно живописной стороной фактуры и цвета. Предметы быта для рисования вначале следует выбрать более простой формы - близкой к кубу или параллелепипеду, например ящик, коробку, шкатулку и тому подобное (рис. 108, 109). Рисовать нужно как внешний вид предмета, так и внутренний, выдвигая

среднюю часть спичечной коробки или открывая крышку шкатулки и непременно в различн^хх поворотах. Затем можно перейти к рисованию предметов, включающих в себя цилиндрические и конические формы - кружки, бидона, ведра (рис. ПО, 111), опять-таки изучая особенности их построения со всех точек зрения.

Освоив построение простых предметов, можно брать для рисования более сложные, поверхности которых образованы изогнутыми линиями, например крынку, кувшин, чайник, вазу, музыкаль-







116. Изображение скрипки



2. Рисование предметов б^а, т^а, к^л^ы 103

ные инструменты, а в дальнейшем и предметы, поверхности которых украшены орнаментами. В конце следует поработать над натюрмортом, составленным

из продуманно подобранных по форме,

цвету и смысловому значению, а также хорошо компонующихся друг с другом предметов обихода (рис. 112). Эти упражнения помогут развить чувство относительных соотношений одного предмета к другому, умение подчинить перспективное построение целого ряда предметов с одной точки зрения и передать единые условия их освещения. Работа над натюрмортом из бытов^хх предметов ставит перед рисующим вопросы влияния цвета и фактуры на светотеневые отношения и на восприятие размеров формы.

При рисовании предметов, форму которых образуют тела вращения, после пометки общих размеров нужно провести основную ось вращения, симметрично которой строятся все формы.

Эту ось нужно чувствовать и помечать не только при фронтальном положении предмета, но и при любом его повороте относительно точки зрения.

При рисовании сложных предметов, образованных рядом геометрических

форм, необходимо проанализировать

все составляющие их части и пометить характерные точки линий пересечения или сопряжения. Этот анализ даст возможность точнее определить характер конструкции, правильнее построить перспективу рисунка, учитывая пространственное сокращение форм, видимое с данной точки зрения, сознательно построить элементы светотени. Формы многих предметов бытового

обихода, например табуретка (рис.

113-115), стул, стол и тому подобное, позволяют видеть аналогично проволочным моделям одновременно многие составляющие элементы. Рисование этих предметов имеет большое значение, так как дает возможность более сознательно строить все конструктивные узлы, видимые в пространстве, и понимать их взаимосвязь между собой

и с общей формой. Прежде всего нужно увидеть эту общую большую форму,

в которую вписываются все элементы конструкции, например параллелепипед табуретки, а затем в ней помечать уже более мелкие формы отдельных деталей, все время следя за правильностью построения конструкции, пропорций, перспективы и связью деталей и общего. Построение светотени на этих предметах помогает понять и закрепить на практике построение теней в пространстве, что непосредственно подводит к пониманию теории теней в архитектуре.

Особый интерес представляют музыкальные инструменты. Их сложная и изощренная форма вырабатывалась веками. Форма, конструкция и функциональность инструмента настолько великолепны, что по отношению к нему вполне уместно сказать, что он является произведением искусства. Например, скрипка (рис. 116). Это удивительное творение человека достойно не только любования, но и изучения. В самом деле, гармоничность этого маленького, легкого, полного изящества инструмента идеальна. Это относится ко всем музыкальным инструментам. Вероятно, это достигается не только качеством материала и мастерством исполнения, а отработанностью форм, конструкций и пропорций, поэтому при их рисовании недопустимо малейшее отклонение от пропорций. На рисовании музыкальных инструментов воспитывается чувство тонких пропорций, красоты линий и форм, а в конечном итоге и вкуса.

Музыкальные инструменты нужно не только рисовать или писать как натюрморт, но и изучать их, рисуя в различных положениях. При этом надо строго следить за пропорциями, анализировать конструкции, сопровождая рисунок разрезами в характерных сечениях и деталями.

Последовательность ведения рисунка обычна. Рекомендуется начинать с основных видов (положений), затем переходить к разрезам и деталям, а затем к рисованию общего вида в различных ракурсах, одним из которых должно быть рабочее положение в руках человека, характерное для данного инструмента.



ГЛАВА. РИСОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА

И ИЗУЧЕНИЕ

Человек - это сложный организм как по физическим и психическим способностям, так и по внешнему облику и внутренней конструкции. Поэтому рисунок тела человека как наиболее

совершенной и сложной формы представляет собой высшую ступень учебного процесса академической школы.

Эта ступень учебного курса требует особенно пристального внимания и большого напряжения сил и способностей студентов. Ей должен предшествовать

довольно длительный этап изображения элементарнхх объемнхх форм.

Особое место в образовании архитектора занимает рисунок тела человека и сопутствующее ему изучение

закономерностей его строения. Пристальное, внимательное изучение натуры,- отмечал выдающийся советский

архитектор В. А. Веснин,- развивает чувство красоты, чувство вкуса. На живой природе постигаются законы пропорций, понятие цельности, органичности композиции и ряд других представлений и закономерностей, познание которых неразрывно связано с созреванием человека-художника. Чем

глубже рисующий, знакомясь с природой, проникает в законы ее красоты и гармонии, чем совершеннее будут ее образы, тем ему будет легче добиться законченности в работе и тем красивее будут вещи, созданные им .

Центральным объектом любого творчества является человек. Для человека, во имя человека создаются все материальные и культурные ценности, весь вещный мир, все произведения искусства, в том числе и архитектура. До сих пор справедливы слова выдающегося теоретика Ренессанса Альберти: ... человек есть основание и мера вещей .

Сообразно с человеком зодчие устанавливают верную соразмерность и пропорциональный строй объектов материальной среды, в которой живут и работают люди. Для человека сооружаются жилые и общественные здания, крупные городские ансамбли, города и системы населенных мест.

Именно в сравнении с человеком по отношению к нему легче установить, что мало или велико, легко или тяжело.

Человек как живая, бесконечно многообразная и совершенная форма познается нами во всех ее проявлениях на всех этапах жизни и творчества. Большой вклад в познание человека вносит творчество выдающихся архитекторов, живописцев, скульпторов, писателей, корифеев науки, выработавших своеобразные эталоны, образцы или каноны умственного и физического развития человека, позволяющие легче увидеть отклонения в соотношениях частей тела конкретного человека определенного возраста и пола. Это позволяет нам прибегать к таким характеристикам, как худой или толстый , большой или маленький , коротконогий , большеголовый и др. А такие термины, как спокойный , быстрый , правдивый , буйный , неуравновешенный , хитрый , завистливый , честный или храбрый , характеризуют поведение того или иного человека.

На примере человека легче почувствовать и познать столь нужные будущему архитектору взаимосвязи внешней формы с ее внутренним конструктивным строением и функциональным назначением. По движению, позе, еле заметному выражению лица человека можно увидеть душевное и физическое состояние и создать пространственный образ.



Все эти нюансы у животных и тем

более у растений мы не замечаем.

Это - удел специалистов - зоологов

и ботаников.

Рисуя человека, мы приучаемся более тонко чувствовать, видеть даже малые отклонения от натуры - линейных

и объемных пропорций, характера движения, логики ее конструктивной

сущности. Мы ощущаем ошибки в расположении и размере рисунка глаза,

носа, губ или какой-либо другой детали

лица даже на толщину линии . И задавая постоянно вопрос, похож или не похож , заставляем себя думать, искать, сопоставлять и находить, на наш взгляд, верное решение, делать открытия.

В процессе штудирования академического рисунка человека можно усовершенствовать, обострить чувство натуры до такой степени, что в рисунке будет передано то самое чуть-чуть , с которого начинается художественное

мастерство, столь необходимое будущему зодчему.

Твердые знания закономерностей конструктивного построения, изменения характера формы в процессе движения, в перспективе, в светотени и умелое использование различных средств рисунка, как-то основных, опорных, акцентных точек-маяков, линий и тушевки - облегчают и ускоряют процесс познания и создания точного, правдивого рисунка всей фигуры человека, ее отдельных

частей и деталей.

Для более основательного овладения принципами реалистического рисунка необходимо изучить основы пластической анатомии человека. Две основные цели должны стоять перед студентом при изучении анатомии человеческого

тела. Во-первых, перейти от чисто

внешнего, поверхностного восприятия человека и слепого копирования его

форм в светотеневой или линейной манере к правдивому, глубокому изображению, опирающемуся на знание закономерностей внутренней структуры.

Рисуя человека, студент должен познавать логику строения его тела и правильно передавать, строить, конструировать это тело так, чтобы его части

гармонично сочетались между собой и с целым.

Во-вторых, знание тела человека развивает художественное зрение , формирует подлинно творческое, конструктивно-пространственное мышление будущего зодчего. Познание сути гармонии фигуры человека, соответствия ее формы содержанию, функции и конструкции поможет в дальнейшем увидеть и правильно подойти к изучению многообразных форм природы и мира вещей, разобраться в их внутренней структуре и извлечь из этого практическую пользу для решения различных творческих задач, которые может поставить жизнь перед будущим архитектором.

Овладение конструктивно-структурными принципами изображения человеческого тела, заложенными мастерами изобразительного искусства и вдумчивыми педагогами, позволит будущему зодчему свободно, по представлению изображать, переводить на бумагу разнообразные архитектурные замыслы.

Приверженцы исторически складывавшейся направленности современной советской школы учебного рисунка относятся к рисованию как к активному процессу - большой работе мысли, опирающейся на всю сумму знаний студента (философию, математику, физику, биологию). Первоначальная стадия такого подхода основывается на изучении взаимоотношений частей и деталей каждой формы между собой и с целым. Основоположник этой школы П. П. Чистяков четко определил суть такой школы: Общее одно не многому научит, общее - дело мастера, ученик должен разработкой заниматься ... опыт обобщения, необходимый как завершающий этап в работе, зиждется на знании деталей, на необходимости знать, что хочешь обобщить .

То же педагогическое кредо изложил в своем письме к учащейся молодежи великий физиолог И. П. Павлов: ... факты для ученого то же самое, что воздух для птицы при взлете в высь, основа широких научных обобщений и положительных творческих результатов в жизни ученого .



Весьма поучительна и мысль великого французского художника Э. Делакруа (в тот момент ему было 56 лет): ... каждый оригинальный талант проходит в своем развитии те же фазы, что и искусство в различные моменты его эволюции, то есть робость и сухость в начале и широту и небрежность по отношению к деталям в конце .

Нарушение последовательности в обучении рисунку приводит к тому, что ученик, не зная, не умея предварительно изображать отдельные части и

детали, берется за передачу всей фигуры

вместе с деталями, но не может ее верно

изобразить.

Даже при рисовании с натуры он застревает на деталях, которые не позволяют ему идти дальше.

Знание и свободная передача деталей должны привести к свободному изображению всей фигуры в различных положениях и в различных манерах, и в конце концов к правильному

пониманию общего, к обобщению и стилизации.

Для учащегося важно сначала понять связь внешнего вида и внутренней структуры формы. Рисуя фигуру Аполлона, Диадумена, Давида или других античных

героев, изваянных выдающимися художниками, или изображая конкретного живого человека с натуры, он должен

наблюдать и подмечать общие, типичные закономерности строения тела: конструктивно-структурные, пластические, масштабные, пропорциональные.

Портретная же характеристика должна выполняться в меру общих

требований учебного рисунка как результат соблюдения последовательно

связанных стадий работы. Если учащийся правильно воспроизводит пропорции фигуры, верно изображает

движение всей массы тела и его деталей, показывает их конструктивную и логическую связь, учитывает перспективу, успешно решает светотеневую задачу

(с учетом разрезов изображаемой фигуры и теории теней), то внешнее сходство должно получиться. Портретная характеристика перед будущим архитектором может встать в дальней-


117. Исходное положение 118. Исходные виды скелета\

тела с тремя главными а - спереди; б - сбоку: плоскостями, накоторые в - сзади Ч

проектируются основные изображения для изучения анатомии, пропорций, движения

шем, когда им будет до конца осознана конструктивная логика строения человеческого тела и четко освоены этапы последовательного изображения его в учебном рисунке. К этому следует добавить, что талант портретиста не каждому дан. Требования портретной характеристики, которую некоторые ставят во главу угла , ведут к недооценке студентом своих художественных способностей и приводят подчас к разочарованию. К этому следует добавить, что в программе архитектурного института не отводится время на работу над портретом.

Овладение учебным рисунком фигуры человека, подкрепленное знанием



1 ... 7 8 9 10 11 12 13 ... 29
Яндекс.Метрика