Главная » Книги и журналы

1 2 3 4 ... 29

архитектура

Архитектурные рисунки в своей основе переходят через точечную, линейную, объемно-пространственную геометрию в точные чертежи, рисунки, стандартные по размерам и надписям, понятные но всех районах страны графические

документы, по которым происходит финансирование и возведение архитектурной композиции.

И если у художника-живописца, графика рисунок в конечной стадии -

законченное произведение, то у архитектора рисунок или лучше сказать комплекс ортогональных и перспективных

рисунков-чертежей не виден посетителям архитектурного объекта. Архитектор-художник говорит на образном языке своих сооружений. Это обусловливает во многом стиль архитектурной

графики.

В^хдающийся архитектор Ле Корбюзье писал: Рисуя, учишься видеть зарождение вещей. Ты видишь, как они развиваются, растут, испытывают метаморфозы, расцветают, цветут, умирают

и т.д. Мы бесповоротно придерживаемся

принципа познания от внутреннего к внешнему . Жизнь каждой вещи имеет биологическое начало. Биология плана или разреза столь же необходима, как

биология любого создания природы. Введение термина биология раскрывает сущность исследований в области современной строительной деятельности. Жить, работать, развивать тело и дух,

двигаться - это действия, соответствующие функционированию кровеносной, нервной и дыхательной систем. От

внутреннего к внешнему... Все заложено

в зародыше. По-настоящему можно оценить и полюбить лишь тогда, когда, увидев внешне красивое, мы в результате рассмотрения, изучения, исследования проникаем в самое сердце вещей . Рисовать - это значит наблюдать, открывать, изобретать, создавать 1.

Рисунок, зародившийся в глубокой

древности, имеет свою анатомию, в основе которой заложены точки, линии и

пятна. Их живая, реалистическая сила

развивается и поддерживается связями с

окружающим миром, прогрессивной культурой человечества, наукой, техникой и искусством. Можно сделать вывод, что рисунок в архитектурной школе должен быть направлен на развитие у рисующего объемно-пространственного воображения, связанного с умением видеть существующую и создаваемую натуру , и в зависимости от той или другой цели по-разному изображать ее.

Понятно, что рисунок (перефразируя Гегеля) похож на грамматику тем, что для начинающего это одно, для знающего язык (и языки) и дух языка - другое. Рисунок есть одно для тех, кто только приступает к нему и вообще к архитектуре или изобразительным искусствам, и нечто другое для того, кто возвращается к нему от них.

Несомненно, что для будущего архитектора рисование должно логически и принципиально связываться с его знаниями по математике, геометрии, физике, биологии, общественным наукам, по труду и т.д. Эти связи позволяют не только осмысленно и грамотно рисовать с натуры, но и глубоко познавать жизнь, давать идеи разного порядка и помогать их осуществлять практически.

Особый интерес с точки зрения обучения рисунку представляет собой эпоха итальянского Возрождения, когда многие живописцы становились архитекторами, конструкторами, учеными, строителями и в своих трактатах и записках о познании архитектурного творчества отводили важное место рисунку. Советский зодчий И. В. Жолтовский (1867-1959) писал: ...рисунок desig-no , по мнению мастеров Возрождения, является основой всех пространственных искусств. Он дает такое знание объемной формы, которое позволяет изображать ее не только с натуры, но и на память. Пассивное копирование с натуры, которое практикуется в наших архитектурных вузах и академиях, не развивает этих знаний, а убивает их, особенно тогда, когда оно у1сложняется законченным выполнением 1.

Ле Корбюзье. Творческий путь. 1970, с. 211.

Мастера советской архитектуры об архитектуре, т. I. М., 1975, с. 31.



Художники, ученые, педагоги стремились понять природу рисунка.

Почти во всех высказываниях мастеров изобразительных искусств придавалась исключительная роль точкам и линиям в теоретической и практической деятельности человека вообще, а в рисунке, в частности.

Например, великий немецкий художник А. Дюрер (1471 -1528) так сформулировал свое отношение к точке и линии: В воображаемых или реально существующих предметах можно измерять три вещи: во-первых, длину, не имеющую ни ширины, ни толщины; во-

вторых, длину, обладающую шириной:

в-третьих, длину, имеющую и ширину и толщину. Началом и концом всех этих вещей является точка. Точка же - это такая вещь, которая не имеет ни величины, ни длины, ни ширины, ни толщины. И все же она есть начало и конец всех телесных вещей, которые могут быть сделаны или представлены в воображении. Как известно, тем, кто понимает в этой науке, точка не занимает никакого места, ибо она неделима, однако в наших чувствах и мыслях она может быть помещена в любом конце или месте. Ибо я могу мысленно забросить точку высоко в

воздух или поместить в глубину, которой

я сам не могу достигнуть.

Но чтобы сделать это понятным юношам для их практической работы, я

изображу для них точку прикосновением пера и напишу рядом слово точка , дабы

ее обозначить: точка 1. А в другом месте,

он пишет, что человеческое тело не может быть вычерчено с помощью линейки и циркуля, но должно быть нарисовано от точки к точке .

Такое же отношение к точкам и линиям, как к основным элементам рисунка, органически связывающим его с натурой и мышлением, находим у других замечательных художников и педагогов разных стран.

Русские и советские художественные и архитектурные школы дали ряд круп-

Дюрер А. Дневники, письма, трактаты, т. II. М.. 1957. с. 44, 45.

ных рисовальщиков, создавших замечательные произведения в архитектуре, живописи, скульптуре и графике. Ленинские положения по вопросам философии и социалистической культуры - исходные для утверждения современной советской реалистической школы рисунка, которая строится на критическом овладении и развитии всего ценного, что нам оставили в наследство в этой области деятельности большие мастера и педагоги.

Большой вклад в русскую школу рисунка внесли А. П. Лосенко (1737- 1773), И.А.Акимов (1754-1814), Г. И. Угрюмов (1764-1823), А. И. Иванов (1776-1848), А. Е. Егоров (1776-1851), В. К. Шебуев (1777-

1855), К.П.Брюллов (1799-1852),

A. К. Саврасов (1830-1897), В. В. Пу-кирев (1832-1890), С. К. Зорянко (1818-1870), П. П. Чистяков (1832-

1919), И.Н.Крамской (1837-1887), И. Е. Репин (1844-1930), В. Д. Поленов (1844-1927), Д.Н.Кардовский

(1866 - 1943), В. Е. Савинский (1859-1937) и многие другие художники и педагоги. Разбору их педагогических систем обучения посвящен ряд специальных книг.

Здесь же представляется возможность коснуться методики рисунка, проводившейся П. П. Чистяковым, учителем наших известных художников

B. И. Сурикова, И. Е. Репина, В. А. Серова, М. А. Врубеля, В. М. Васнецова. В чистяковских наставлениях по вопросам живописи, композиции, перспективы, анатомии и рисунка нашли дальнейшее развитие лучшие реалистические традиции русского и мирового изобразительного искусства. Чистяков полагал, что рисовать - значит соображать. Никогда не рисуйте молча, а всегда задавайте задачу. Велико ли слово: отсюда-сюда , а как оно держит художника, не позволяет ему рисовать от себя наобум .

Для начала надо рисовать как видишь и более подробно вырабатывать. Это и есть начало учения живописи. Энергия и смелость не уйдет, а уйдет и придет. Не забудьте рисовать линию



рисунок, его цель и .



1. Принцип рисования линий через две тонки (по П. П. Чистякову)

3. Принцип рисования

торса (по П. П. Чистякову)

Принцип рисования гипсовой головы (по П, П. Чистякову)

через две точки, и все с расчетом , и поверять общей формой 1,

Для упражнения рисовать не линии, а направления их, определяемые двумя точками, например (рис,1) а-в - оригинал - линия в натуре, а, - в, - копия, Поставив а, - точку и соображаясь с горизонтальным или вертикальным положением, в данном случае с горизонтальным, определить место другой точки - в При этом предложить ученику при определении места в, соблюдать расчет мысленно, или говоря вслух - отсюда-сюда , и, поставив на место точку в быстро нарисовать черту а, - в не вглядываясь в нее и не заботясь о красивости (смысл и правда на первом плане), Продолжая таким образом законченную фигуру, поверить об-формой (делая мелочи - видеть общее) ,

Здесь и далее цитируется по книге: Чистяков П. П. Письма, записные книжки, воспоминания, М 1953, с, 354 - 442,

В рисунке с гипсовой головы (рис. 2) сначала помечают положение головы и шеи относительно вертикали. И сразу же размер овала лица и шею, расположение глаз относительно горизонтали. Рисовать не линией, а формой, то есть чертить линию, а видеть массу, заключенную между двумя, тремя и т.д. линиями. Нарисованное проверять вдруг на всю массу, смотреть, например, на форму аЬс<1. Когда общая масса верна относительно горизонтали и вертикали, тогда приступать к разбивке и прорисовке более мелких частей ,

Итак, первое - постановка головы или фигуры в пространстве, относительно вертикального и горизонтального положения, второе - место и пропорции крупн^гх частей и третье - самые малейшие изгибы, выступи! и уклонения форм... Двух дел сразу не делать и все через две точки плоскостями и так до мелочей ,

Тушевка, или светотень, есть конец дела. Ее начинают с рисунка пятен или теней. Брать самую сильную и по отношению к ней приводить к гармонии другие тени, полутени, полусвета и света. Тушевку от рисунка не отделять потому, что тени или полутени не суть бессмысленные пятна, а связаны с формой и



освещением, следовательно, имеют перспективу и рисунок .

П. П. Чистяков советует: Нарисовав фигуру как следует, надо начинать тушевку с теней, а света не чернить; когда свет и тень определились ясно, тогда делать полутона и прочее... Сравнивая и проверяя исполненное, надо обобщать... .

В рисунке с живой подвижной натуры необходимо освоить и другие правила, основанные на науках (анатомии, перспективе), а также на находчивости и сноровке, что достигается практикой.

Тут необходимо понимать связь предмета самого в себе.

Всякое дело имеет начало, середину

и конец,- пишет П. П. Чистяков,-

в рисунке это постановка или движение

фигуры, связь и пропорции. Перспектива линий и характер фигуры... . Первое начало есть постановка. Неразлучно с постановкой следует движение фиы. С этих двух требований и нужно начинать. А перед началом следует вглядеться и понять общие линии движения фиы. Это непременно разучить заранее, а потом начинать, не думая ни о характере, ни о красоте формы, только искать одного направления линий и места этих форм; остальное после. Когда эта основа или начало рисунка окончена, следует осмотреться и начинать тихо и, не впадая в мелочи, увязывать части

фигуры и наблюдать пропорции... . Связь фигуры есть самая наитруднейшая часть рисунка. Характер фигуры требует талантливого и чрезвычайно внимательного срисовывания видимого .

Для связи требуется первое - постановка и начертить верно общие линии. Например, связь торса (рис. 3).

АБВ - серединная линия. От точки В

(лобок или лонное сочленение) до точек

Б (мечевидн1й отросток) и А (яремная ямка) движение ее такое в натуре (поворот и наклон). Точки ЕЕ\ (выступы края подвздошных костей) увязываются с точкой В, точки ДД, (нижние выступы края грудной клетки) с точкой Б, точки

/Г, (концы ключиц) с точкой А, точки

3 и 3, (нижние точки соприкосновения грудной с дельтовидной мышцей) с

точками Л, Б и с точками Г и Г,. Нужно чтобы А^, Б, ДД, \ и ВЕЕ^ составляли один момент движения. Следовательно, точка А одна для плеч, головы и груди, к ней относится все, она их центр как неподвижная точка . Работая над изображением грудной клетки и таза, не следует забывать о коленях и ступнях, идти от неподвижных опорных точек , так как ноги только тогда бывают верны, когда рисуются не иначе как от основных точек . Это справедливо и для рисунка рук.

Методика учебного рисунка П. П. Чистякова была развита в советских художественных и архитектурных школах его учениками и последователями, известными художниками и педагогами Д. Н. Кардовским, В. Е. Савинским, М. И. Курилко и др.

Знакомство с историей учебного и творческого рисунка разных эпох и стран имеет практическое значение для постановки этого предмета в архитектурной школе. Сознательное применение так называемых опорных, основных, узловых, конструктивных, акцентных, опознавательных, измерительных и т.п. точек формы и пространства дает возможность наилучшим образом вести перспективные и ортогональные, линейные и светотеневые рисунки, а также быстрее подходить к пониманию и изображению общего движения, больших общих отношений по размерам, перспективы, анатомии форм и светотени.

Использование точек, линий трудно в начале обучения, но всегда плодотворно в конечном результате. Важно уметь вовремя исправлять неточно взятые точки, линии, размеры, наклоны. Необходимо, чтобы их расположение было не само по себе в отрыве от смысла формы и пространства, а всегда в составе определенных общих требований к содержанию рисунка. Можно быстро исправить неточности в рисунке, если не допускать сильного нажима карандашом и бесконечных повторов линий и точек по одному и тому же месту. Легкая пометка малым числом точек и линий, затем активный анализ - проверка всего изображения и исправление более сильными



Учебный рисунок, по це и задачи / /


4.Л

4в 4г

4. Принципы р^с^в^ и изучения р,м ч^.в^а



линиями - составляют главную сущность техники рисунка.

Следует осознать, что точность рисунка во многом исходит из правильности внутреннего зрения, которое позволяет рисующему как бы видеть заранее все то, что он будет рисовать.

В процессе изображения с натуры и особенно по памяти и воображению мысль (визуальное мышление) рисующего должна опережать движение карандаша, кисти, пера, прокладывать для них маршрут. Чтобы мысленно увидеть

все изображение, необходима исключительная сосредоточенность внимания, мастерство.

Связь знаний и чувств позволяет правильно определить цели рисунка, сознательно и активно относиться к его выполнению и острее наблюдать мир, делать важные открытия и выводы.

Знание законов развития форм во времени и пространстве, взаимозависимости различных компонентов, влияющих на композицию (функции, размеров, пропорций, движения, свойств материалов, конструкций, света и зрения, общего и индивидуального восприятия

человеком и др.), будут фундаментальной основой не только рисунка, но и архитектурного творчества.

На приведенных схемах, таблицах и рисунках (рис. 4-7) упрощенно показан путь приобретения комплексного видения формы и пространства.

Например, рисуя с одной точки скульптуру Афродиты Книдской (рис. 4,а)

или конкретного живого человека (рис.

4,6) в определенной позе, необходимо

научиться свободно представлять их с различных точек зрения и во всех возможных движениях. Основой этого служит наблюдение и рисование исходных видов человека в простой позе

(рис. 4,в) спереди, сбоку, сзади, сверху,

снизу; с представлением характерных продольных и поперечных сечений, с изучением анатомии человеческого тела (рис. 4,г) и возможности движения

(рис. 4,3).

Искусство рисовальщика не будет

полноценным, если конструкция, движение и пропорции форм не будут наблю-

даться им параллельно с развитием форм как в пространстве, так и во времени, с условиями существования и функциями, от рождения до глубокой старости (рис. 4,е). Большим стимулом для творческого мышления и рисования служит представление процесса возникновения и создания форм в живой природе от генетических точек до совершенных форм (рис. 4,ж).

Рисование растений в архитектурной школе должно подчиняться выше приведенной методике (рис. 5).

Рисование и изучение геометрии вообще и геометрических форм в частности имеют непосредственное отношение к творчеству архитектора. Геометрическая абстракция дает возможность полноценно познавать конкретные пространства и формы, понять распространение света и тени, восприятие зрением и мышлением; уверенно рисовать по памяти, по представлению и воображению; свободно переходить от рисунка к чертежу, от чертежа к макету и к сооружению в натуре.

Использование геометрии позволяет более правильно и последовательно решать задачи общего и частного при выполнении учебных, а также творческих рисунков ортогонального, аксонометрического и перспективного порядка.

Осваивая принципы рисунка, будущий архитектор должен помнить и понимать мудрый смысл слов, что архитектура - родная дочь геометрии (рис. 6).

Архитектура существует утром, днем, вечером и ночью; весной, летом, осенью и зимой; при солнечном, пасмурном и искусственном освещении. Разные части ее ориентированы на разные стороны света. Условия освещения архитектурного сооружения могут изменяться. Учет и правильное использование освещения в архитектурной композиции должны составлять важную сторону творчества архитектора. И если его творческая графика условно может выражаться в одних линиях планов, фасадов, разрезов, то в голове он должен представлять свое будущее создание в различных условиях освещения.



yfifituuti ftttiVHfK. iTfit itr.lt- и задачи fjf


5. Принципы рив^ия и изучения ф^.м растительного мира



Введение



Распространение света и тени в пространстве и на форме, их зрительное восприятие учащимися должны быть прежде всего прослежены и поняты при рисовании различных геометрических тел с матовой, белой поверхностями, с различных точек зрения или при изменении расположения источника света (рис. 7). Это служит основой для понимания, представления и изображения светотени при других условиях освещения на более сложных формах, различных по цвету и фактуре.

Для воспитания осознанного видения необходимо также знание названий главных деталей, частей рисуемых форм, света и тени. Слово заставляет правильно рисовать, а рисунок - раскрывать и понимать слово.

После того, как тот или иной навык, прием доведен до возможного совершенства и в результате многократных повторений постепенно становится автоматическим, т.е. выполняется легко и точно, внимание рисующего теперь будет обра-

щено на решение художественных и архитектурно-композиционных задач. Для достижения этого необходима постоянная тренировка сознания, глаза и руки.

Преподавание учебного рисунка будущему архитектору призвано совместно с другими учебными дисциплинами воспитать у него архитектурно-инженерное мышление, острое видение окружающего мира, умение графическими средствами выражать различные архитектурно-конструктивные идеи. Рисунок дает возможность воплощать эти идеи быстрее, непосредственно и экономичнее, с учетом всех вариантов и выбором оптимального. Рисунок должен служить основой чертежа и макетирования, где средства выражения более трудоемки и дороги, к ним прибегают после того, как идея композиции найдена в рисунке.

Следует отметить, что рисунок предоставляет мастеру бесконечные возможности выражения творческих замыслов. Велик и многообразен диапазон технических приемов, различных рисовальных




. Принципы рив^ия и изучения архитектурных форм

7. Осмысленная связь светотени с ф^: пространством

материалов, бесконечно число манер рисунка, но та или другая манера должна применяться всегда в связи с поставленной задачей, Длительный рисунок с натуры не может не отличаться от наброска, первоначальный эскиз - от окончательного эскиза композиции, При этом необходимо заметить, что если мастеру позволительна небрежность и торопливость в рисунке, то начинающий рисовальщик не должен сразу пользоваться различными заманчивыми и эффектными приемами,

Внимательно изучая развитие и становление творчества крупных мастеров разных эпох и жанров, можно отметить, что все они проходили вначале стадию тщательного и аккуратного, как иногда говорят, точного подхода в изображении формы, Это позволяет острее, глубже и объективнее познавать окружающий мир в начальный период обучения рисунку, сосредоточиться на таких важных сторонах композиции, как

конструкция (анатомия), движение, пропорции, виды изображения, освещение, цвет и фактура,

Широта манеры в рисунке приобретается как естественный результат настоящей школы, как выражение индивидуальности рисующего по мере освоения им основных принципов рисунка и приобретения общей культуры, В основу начального обучения рисунку должна быть поэтому положена точная манера рисования, которая поневоле заставляет рисующего больше думать, рассуждать, за внешним видеть более глубокие внутренние причины, понимать их,

Мастера эпохи итальянского Возрождения заложили принципы классического (иногда его называют структурно-конструктивным) рисунка, который, как они утверждали, лежит в основе изобразительных искусств - живописи, скульптуры и архитектуры и определяется прежде всего использованием в мышлении и для изображения основных, узловых точек и направляющих линий формы, В дальнейшем эти установки получили развитие при преподавании рисунка в разных странах и коротко



сформулированы в тезисе - рисовать

через две точки линиями .

Логическая схема и главные требования конструктивного рисунка поневоле развивают зрительную память и представление о форме, ее строении, статике и динамике движения, открывают закономерности освещения и распределения светотени на форме и в пространстве, подводят к пониманию видов изображения.

Следует отметить, что структурно-

конструктивный рисунок служил и может служить фундаментом разнообразных творческих манер рисунка, в том числе так называемого архитектурного , а также начертательной геометрии и

черчения, технического и архитектурного (между таким рисунком и черчением есть органическая связь).

В процессе обучения рисованию, особенно в начальной стадии, учащийся

должен уметь разумно применять точки

для обозначения на плоскости (бумаге)

характерных конструктивных моментов

формы, учитывая вид изображения,

движение, пропорции и композицию.

На основе помеченных точками узловых пунктов ведется линейное и светотеневое решение рисунка. Когда учащийся

приобретет твердые навыки и в достаточной степени разовьет пространственное мышление и представление о конструкции изображаемых предметов, принцип рисовать через две точки линиями будет применяться автоматически, без особого напряжения.

Именно такой рисунок необходим тому, кто хочет стать архитектором. Этот рисунок позволит яснее видеть природу, изучать ее закономерности, понимать ее красоту. А тому, кто видит природу, она раскрывает свои тайны и помогает решать любые задачи - будь то художественные, конструктивные, строительные

или научные. Конструктивный рисунок

незаменим в стадии изучения архитектуры, ее художественной пластической сути, логики внешнего и внутреннего пространственного решения, конструктивных и строительных особенностей. Такой рисунок развивает чувство пропорций и объемно-пространственное м^1-

шление, необходимые архитектору для художественно-конструктивного решения архитектурного проекта и выполнения его в натуре. И наконец, такой рисунок облегчит архитектору контакт с исполнителями его замысла (проекта) в натуре. Рисунок, как бы он ни был высок по исполнению, не является конечной целью деятельности архитектора, а предназначен прежде всего для чертежника, техника, инженера-конструктора, производителя работ на строительном участке.

Цель пособия по рисунку, опираясь на большие общие знания, получаемые учащимся в средней и высшей школе, показать последовательно путь накопления определенных положительных знаний и понятий о конструкции, о видах изображения, пропорциях, светотени и композиции.

Задача пособия - с помощью определенных упражнений привить студентам основные навыки по рисунку, благодаря которым приобретаются знания и умение, развиваются и обостряются представления о природе, объемно-пространственное мышление. Путь овладения основным учебным рисунком такой же, как и изучение грамоты - сначала элементы, на которых одновременно учат простому точному расчету их изображения, потом буквы, слоги, слова, предложения и, наконец, составление всего композиционного построения сложной темы.

Следовательно, для того, чтобы понять через рисунок сложную пространственную форму и правильно изобразить ее на листе бумаги с учетом конструкций, пропорций, перспективы, светотени, ученик должен научиться правильно оперировать инструментами (карандашом, резинкой, пером, кистью) на материале (бумаге) и развить координацию глаза, мозга и руки на простых элементах, составляющих рисунок - различных точках, линиях и тушевке.

Проделав подготовительные упражнения и поняв их смысл, следует применить усвоенный принцип в рисовании с натуры и по воображению простых геометрических фигур и форм, отдельно

Введение



1 2 3 4 ... 29
Яндекс.Метрика