Главная » Книги и журналы

1 ... 6 7 8 9 10 11 12 ... 17

длину или необходимо применить большие наконечники. Производительность установки Кинг в 2 раза выше, чем производительность установки Бульдог при том же передаточном коэффициенте. На установке Кинг могут использоваться рабочие жидкости с очень высокой вязкостью. Установка выпускается смонтированной на свободной подставке или закрепляется на кронштейне. Рабочее давление воздуха должно быть в пределах от 2,8 до 6,5 кг/см2.

Установки, о которых говорилось выше, могут применяться для распыления некоторых мастик и уплотнителей, имеющих малую и среднюю вязкость. В то же время появляется необходимость распыления очень густых или даже полутвердых материалов. Для этого используется специальное оборудование. Фирма Грако выпускает целый ряд различных установок для распыления и выдавливания такого рода материалов. Насосы этих установок, приводимые в действие сжатым воздухом аналогичны тем, что используются в установках Пре- зидент , Бульдог и Кинг . Основное отличие таки установок состоит в том, что у них передаточные коэф- фициенты ниже и конструкция системы клапанов другая. Для жидкостей со средней вязкостью или для вязких используются насосы двойного действия с клапанами, которые имеют два шарика. Для подачи высоковязких или полутвердых материалов используются насосы одиночного действия. Такие насосы имеют один верхний клапан с одним шариком, который работает с нижним клапаном принудительной подачи. Этот клапан, соединенный с поршнем насоса, обеспечивает принудительное заполнение насосной камеры при движении поршня вверх.

В строительстве США также находят использование установки для воздушного распыления материалов. Например, для нанесения тяжелых покрытий, содержащих крупные наполнители, а также для виниловых и бутиловых покрытий воздушное распыление предпочтительнее. В установках с воздушным распылением, выпускаемых фирмой Грако , используются пневматические насосы для подачи материала из контейнера к распылителю, где этот материал распыляется воздухом, поступающим от магистрали насоса. Для предупреждения выплескивания материала при нажатий на клапан распылителя на установке имеется контрольное устройство Евен-Фло ,

Фирмой Грако выпускаются также установки для выдавливания непрерывной ленты материала вдоль шва, который должен быть заделан, установки высокого давления для очистки поверхностей от грязи, копоти, окалины или старой краски, в которых используются щелочные или кислотные очищающие или моющие средства, установки, производящие перекачку, дозировку и смешение эпоксидных, полисульфидных, полиуретановых, полиэфирных и силикатных материалов.

При производстве отделочных работ с помощью пневматических установок на стройках США преимущественно используются передвижные компрессоры, выпускаемые фирмой Чикаго Пнеуматик . Отличаются они простотой и надежностью конструкции. Компрессоры имеют мощный дизельный двигатель, автоматический выключатель на случай недостатка масла в компрессоре и избыточной температуры выходящего воздуха, ходовую часть высокой проходимости, стартер, автоматический регулятор скорости и высокоэффективные воздухоочистители сухого типа. Выпускаются модели мощностью 120 и 600 кубических футов воздуха в минуту.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ОБСЛУЖИВАНИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

В США за многие годы эксплуатации строительных машин создалась рациональная организация службы их технического обслуживания и ремонта. Высокая эффективность ее работы обеспечивается постоянным наличием запасных частей и агрегатов, средств диагностирования технического состояния машин, использованием квалифицированных специалистов, средств диспетчерской связи и автоматизации учета заказов и их выполнения.

Машиностроительные фирмы либо сами непосредственно организуют техническое обслуживание и ремонт выпущенных ими машин, либо выполняют это через фирмы-дилеры.

В США действует около 800 фирм-дилеров со штатом работников, насчитывающим около 40 тыс. специалистов, которые на договорных началах со строительными подрядными фирмами выполняют работу по техническому обслуживанию и ремонту машин, поставляют запасные части, приобретают у подрядных фирм маши-



ны и оборудование, требующие восстановления, ремонтируют их и после ремонта сдают в аренду. Фирмы-дилеры имеют ремонтные базы, оснащенные современным оборудованием и аппаратурой, склады запасных частей и обменного ремонтного фонда агрегатов, испытательные стенды и полигоны. Эти фирмы также работают на договорных началах с крупными фирмами - изготовителями машин, реализуя их продукцию, собирают для машиностроительных фирм информацию о поведении строительных машин в процессе их эксплуатации.

Контракты, заключаемые строительными фирмами с фирмами-дилерами, предусматривают различные виды работ по техническому обслуживанию и ремонту машин, точные сроки их проведения, стоимость и взаимную материальную ответственность. К видам работ, выполняемых фирмами-дилерами, относятся диагностика технического состояния машин (осуществляется как в мастерских дилеров, так и на объектах строительства), анализ смазочных материалов, техническое обслуживание и ремонт машин, восстановление шин и др.

В отличие от практики Советского Союза, в США отсутствуют единая система и нормативы технического обслуживания. Каждая фирма вырабатывает свою систему проведения технического обслуживания и ремонта применительно к условиям работы машин. Некоторые фирмы проводят систематически техническое обслуживание машин раз в месяц, а другие делают это : чаще. Полное техническое обслуживание машины проводится один раз в году в межсезонный период.

В настоящее время в США все большее распространение получает система планово-предупредительного ремонта, при которой техническое обслуживание и ремонт каждой машины проводятся по планам-графикам. В ряде случаев строительные фирмы сами организуют техническое обслуживание своего парка машин.

Все виды технического обслуживания и текущего ремонта на местах работы машин выполняют специализированные бригады, состоящие из высококвалифицированных слесарей, руководимых опытным механиком. Почти во всех фирмах машинисты и водители строительных машин освобождаются от технического ухода. Основная их задача - выполнение сменного задания.

Ремонтно-профилактические бригады находятся в ведении механика по ремонту, а бригады смазчиков и за-

правщиков - в ведении старшего механика по эксплуатации.

Техническое обслуживание машин выполняется бригадами в нерабочее время (обеденные и межсмеиные перерывы). Ремонтные и смазочные заправочные выездные бригады, возглавляемые механиками, обеспечены передвижными мастерскими или смазочно-заправочными станциями, смонтированными на грузовых автомобилях.

Смазочно-заправочные станции разнообразны по конструкции и набору емкостей для перевозки горючих и смазочных материалов, антифриза и жидкостей для гидроприводов. Объясняется это тем, что в США смазочно-заправочные станции и ремонтные мастерские не стандартизированы и выпускаются разными компаниями по заказам и требованиям отдельных строительных фирм и фирм-дилеров.

Фирмы-дилеры и крупные строительные фирмы в районах сосредоточения большого объема работ на период строительства устанавливают ремонтные мастерские из сборных конструкций, которые оснащаются современным оборудованием, позволяющим выполнять ремонтные работы высокого качества. В ремонтных мастерских и пунктах технического обслуживания машин поддерживаются строго регламентированный внутренний распорядок и чистота, так как высокая культура содержания помещения благоприятно влияет на работу обслуживающего персонала. Хорошая освещенность, продуманная окраска помещения и оборудования - все это влияет на повышение качества работ. В качестве примера организации работ по уходу за машинами можно привести организацию дела в строительной фирме Дж. Д. Позилико, Инк , располагающей парком в 300 машин (экскаваторы, погрузчики, бульдозеры, краны, автосамосвалы). Для каждой группы машин установлена предельная стоимость затрат на эксплуатацию с учетом стоимости технического обслуживания и ремонта, отнесенная к одному часу работы машин.

Учет работ по уходу за каждой машиной ведется путем занесения в карточку данных о произведенном ремонте, обслуживании, стоимости израсходованных материалов и запчастей, затратах труда, простоях и т. д. О техническом состоянии машин водители и операторы докладывают в ежедневных рапортах. ;;



На объектах строительные машины обслуживаются тремя механиками, которые осуществляют осмотр, смену смазочных материалов и фильтров, мелкий ремонт. Автотранспорт обслуживается на территории ремонтной мастерской. В распоряжении механиков имеются авто-,мобили со специальным оборудованием. Постоянно поддерживается радиосвязь со стационарной ремонтной мастерской.

Раз в год машину подвергают тщательному осмотру на поворотном стенде, осуществляют проверку и отладку всех систем, регулировку трансмиссий и замер износа элементов ходовой части.

Два раза в год, а если это требуется, то и чаще, образцы отработанного смазочного масла, взятого из картера двигателя, направляют в лабораторию на спектрографический анализ и, таким образом, по содержанию железа, свинца, меди, фосфора, цинка в масле определяют степень износа соответствующих деталей, чтобы предотвратить выход двигателя из строя.

На одном из крупных строительных объектов фирма Аркинсон Ко сосредоточила около 2000 машин различного назначения. Осмотр, смазка, заправка такого количества машин потребовали разработки этой строительной фирмой четкой системы технического обслуживания.

Все машины разбиты на колонны по 70-80 в каждой. Техническое обслуживание машин одной колонны осуществляется во время обеденного перерыва, продолжительность которого 1,5 ч. Чтобы одна бригада слесарей-смазчиков могла обслужить большое количество машин, устанавливается различное время обеденных перерывов для работающих на них машинистов. В ведении бригады имеется шесть топливозаправщиков, восемь смазочно-заправочных станций, одна передвижная ре-монтно-механическая мастерская и одна шиноремонтная мастерская.

Для удобства выполнения технического обслуживания машины устанавливаются на отдельной площадке в два ряда с расстоянием между ними 4,5-5 м. Бригада и средства, используемые для технического обслуживания, последовательно перемещаются от одной машины к другой в одном направлении -от начала к концу ряда.

Методы раздельного проведения технического обслуживания и текущего ремонта при помощи выездных

бригад с использованием передвижных ремонтных мастерских и смазочно-заправочных станций широко применяются также многими другими крупными и средними строительны.ми фирмами.

Фирма-дилер, обслуживающая машины фирмы Катерпиллер , в своей мастерской в г. Атланта ввела следующую технологию ремонта строительных машин. При въезде транспорта, доставляющего неисправную машину на территорию мастерской, отделение планирования работ на основании заявки заказчика составляет наряд-заказ, который по пневмопочте немедленно пересылается заведующему мастерской. Доставленную для ремонта машину очищают в мойке при помощи агрегата модели Мэлскарг струями воды под высоким давлением, затем в специальном боксе ее демонтируют. Агрегаты и узлы (двигатели, редукторы, элементы гидравлической системы и т. п.) поступают в соответствующие ремонтные боксы, где их прежде всего промывают в горячей ванне или с помощью особых средств очистки. Ходовую часть машин ремонтируют в специальном помещении мастерской. Раму гусеничной тележки, опорные и поддерживающие катки наплавляют на автоматической установке фирмы Лэнд Би энд Худи . После восстановления катков ставят новые уплотнители и подшипники.

В мастерской введен автоматизированный учет ремонтных работ с использованием ЭВМ. Каждый механик регистрирует путем передачи на счетную машину время начала и окончания проделанной работы, используя присвоенный ему цифровой код и номер наряда-заказа. Продолжительность выполнения каждого наряда-заказа подсчитывается автоматически. При этом перечень и стоимость запчастей и деталей, необходимых для ремонта, при заказе их по телефону автоматически передаются в систему счетных машин.

Фирма Мидко Мемфис выполняет поставку строительных машин, запчастей, занимается обучением механиков и слесарей-ремонтников строительно-подрядных фирм, а также осуществляет на договорных началах ремонт и техническое обслуживание машин как в полевых условиях, так и в стационарной ремонтной мастерской.

В США отсутствует общегосударственная система учета данных по эксплуатации машин, в том числе и по ИХ техническому обслуживанию. Каждая фирма ведет



этот учет по-своему. Обычно накопление информации о каждой новой машине начинается со дня ее поступления в парк. Ежедневно на станцию учета фирмы поступают бланки со сведениями об эксплуатации машин, произведенных осмотрах, обслуживании и ремонтах, стоимости работ, выполненных мастерской за сутки, расходе запчастей, горючих и смазочных материалов и шин, результатах лабораторного анализа образцов, используемого топлива, смазочных материалов, отбор которых производится через 80 ч работы машин, и другая информация. Накопление, сортировка и обработка поступающей информации обычно осуществляются на ЭВМ. Накопленная в памяти ЭВМ в течение многих лет информация помогает фирме выбрать наиболее рентабельную модель крана, экскаватора, погрузчика или другой машины исходя из конкретных условий ее использования.

В США выпускаются различные приборы для контроля качества топлива, масел и аппаратура для диагностики состояния машин. Для проверки качества топлива применяется специальная аппаратура, позволяющая точно определить степень разжижения топлива. Экспресс-анализ образцов топлива ведется в лабораторных условиях. Для проверки в полевых условиях вязкости и доброкачественности масел гидросистем и двигателей используется специальный портативный прибор типа шприца, который позволяет отбирать пробы и осуществлять полевой анализ без лабораторных исследований.

Наиболее частыми причинами снижения надежности и эффективности работы автомобилей и других машин с приводом от карбюраторных двигателей являются неисправности в системе электрооборудования. Эти неисправности в различных элементах системы электрооборудования, особенно на начальной стадии, без специальных технических средств невозможно установить.

Американские фирмы Сан , Блэкхок , Эплайд науер , Бакарак , Пауль и Мосс , Милтон и Снэп он Тулз выпускают большой ассортимент средств технической диагностики для автомобилей, которые могут использоваться при обслуживании строительного автотранспорта и строительных машин на автомобильном шасси.

Для диагностики карбюраторных двигателей сейчас уже определился традиционный комплект приборов, выпускаемых в различных конструктивных модификациях.

Из отдельных приборов наибольший объем информации о техническом состоянии двигателей дают диагностические осциллоскопы. Экраны современных диагностических осциллоскопов имеют круглую или прямоугольную форму размерами от 80 до 610 мм. Вход осциллоскопа подключают (через переключатель) к первичной (низковольтной) или вторичной (высоковольтной) цепям системы зажигания. Вертикальная шкала осциллоскопов проградуирована в киловольтах, горизонтальная- в градусах угла поворота кулачка распределителя.

С помощью таких осциллоскопов путем визуального наблюдения можно определять:

угол замкнутого состояния контактов прерывателя и различие в величинах углов замкнутого состояния для каждого цилиндра;

состояние контактов прерывателя (наличие загрязнений или подгораний);

соответствие усилия прижима пружины прерывателя номинальному;

напряжение, развиваемое на вторичной обмотке катушки зажигания, и его полярность;

снижение сопротивления изоляции, наличие коротко-замкнутых витков или непостоянных контактов в первичной или вторичной обмотках катушки зажигания;

состояние свечей зажигания (зазоры между электродами, состояние изоляторов); состояние конденсатора;

наличие обрывов в высоковольтных проводах.

В последних моделях диагностических осциллоскопов предусмотрена возможность определения технического состояния генераторов переменного тока (по форме и амплитуде периодической кривой генерируемого напряжения) и состояния диодов, включенных на выходе генератора.

Некоторые модели диагностических осциллоскопов позволяют по величине ионного тока определять степень компрессии в каждом цилиндре.

Фирмой Бакарак выпускаются отдельные стрелочные приборы для измерения угловой скорости двигателя (электронные тахометры), часто совмещенные с приборами для измерения угла замкнутого состояния контактов прерывателя. С их помощью можно определять раз-



йИцу в эффективности работы отдельных цилиндроЁ путем их последовательного отключения.

С помощью электронного тахометра можно производить целый ряд других проверок, например точную регулировку жиклера холостого хода карбюратора, проверку порога срабатывания реле регулятора и т. д.

Стробоскопические пистолеты фирмы Сан эффективно используют для оценки (при работающем двигателе) зазоров в клапанном механизме, правильности фаз газораспределения и степени износа распределительного вала путем наблюдения неподвижного изображения коромысел при разных фазах газораспределения (при снятой крышке клапанной коробки).

С помощью приборов для измерения электрической мощности в цепях зажигания каждого цилиндра можно определять электрические мощности как в первичной, так и во вторичной цепях системы зажигания, затрачиваемые на каждый цикл зажигания в каждом цилиндре. По мощности зажигания можно косвенным путем определить негерметичность клапанов, неплотности в цилин-дропоршневой группе, механические потери в каждом цилиндре, равенство углов замкнутого состояния контактов прерывателя. Выпускаются и другие приборы, представляющие собой исключение для традиционных приборов, предназначенных для диагностики электрооборудования карбюраторных двигателей. Например, имеются приборы для проверки катушек зажигания, позволяющие измерять сопротивление первичной и вторичной обмоток, сопротивление изоляции катушек и проводить испытание катушек с помощью искрового разрядника.

Фирма Снэп он Тулз выпускает автомобильный омметр для диагностики диодов и транзисторов (которые используются в современных системах зажигания), а также для измерения сопротивления различных цепей.

В связи с серийным выпуском принципиально новых автоматических электронных систем впрыска горючего для карбюраторных двигателей некоторые фирмы начали выпуск диагностических приборов специально для этих систем. Так как электронные системы впрыска представляют собой маленькую ЭВМ, их обслуживание и регулировка практически невозможны без специальных диагностических средств.

В число традиционных приборов для диагностики карбюраторных двигателей входят также приборы для

йнали.1а выхлопных газов на содержание СО. Эти приборы позволяют определять коэффициент избытка воздуха в смеси н по этому параметру оценивать техническое состояние воздушных фильтров, карбюраторов и их отдельных систем, а также определять загрязнение воздуха' транспортными средствами на улицах, в гаражах, тоннелях и т. д.

Большинство современных анализаторов основано нэ методе дожигания или измерения относительной теплопроводности выхлопных газов. Наиболее точный метод анализа выхлопных газов по спектру поглощения инфракрасного излучения реализован в диагностическом приборе фирмы Сан . Этот метод был известен и раньше, но ввиду относительной сложности приборов применялся исключительно при лабораторном анализе. Сущность метода состоит в том, что компоненты отработанных газов обладают селективностью поглощения инфракрасного излучения, т. е. каждый газ поглощает лишь инфракрасное излучение, имеющее определенную длину волны. Степень поглощения при этом пропорциональна концентрации газа. Прибор Сан является по существу спектральным анализатором в диапазоне инфракрасно- го излучения. Главные преимущества этого прибора: высокая точность, чувствительность и возможность определения содержания других компонентов в выхлопных газах, влияющих на загрязнение окружающей среды.

Практически всеми фирмами выпускаются приборы для измерения герметичности камеры сгорания - мано-вакуумметры.

Мановакуумметры попользуют также для диагностирования карбюратора, установки оптимального угла опережения зажигания (по максимальному разрежению во впускном трубопроводе), определения состояния топливных насосов и т. д.

Большинство фирм выпускает не только отдельные приборы для диагностирования карбюраторных двигателей, но и объединяет их в комплексные диагностические устройства - мотор-тестеры. Основным прибором каждого мотор-тестера является электронный осциллоскоп, который можно присоединять к системе зажигания двигателя в различных точках первичной и вторичной цепей.

Все выпускаемые в настоящее время мотор-тестеры По конструкции можно разделить на два вида: выполнен-



ные в виде приборных стоек или передвижных стендов, на которых располагают различные комплекты приборов, представляющие собой моноблочную неразборную конструкцию. Для удобства оператора в моноблочных! мотор-тестерах применяют осциллоскопические трубки! большого размера (610 мм по диагонали). В некоторых! конструкциях основная трубка имеет диаметр 100-180 мм, и тогда устанавливается дополнительный экран] большого размера.

С этой же целью в стрелочных приборах мотор-тестеров используют шкалы большого размера (до 400 мм) с подсветкой. В некоторых новых конструкциях мотор-тестеров применены бесконтактные датчики (емкостные или индуктивные), позволяющие производить подключение к системе зажигания без рассоединения цепей. Такими датчиками оборудован, например, инфракрасный тестер фирмы Сан , получивший свое название в связи с использованием в нем инфракрасного анализатора выхлопных газов.

В мотор-тестерах фирмы Блэкхок , кроме бесконтактных датчиков для системы зажигания, применяется бесконтактный амперметр для измерения тока в цепи аккумуляторной батареи. Этот датчик основан на использовании эффекта Холла.

Моноблочные мотор-тестеры оборудованы переключателями, позволяющими переключать все приборы, установленные в этом мотор-тестере для диагностирования 2-, 4-, 6- и 8-цилиндровых двигателей. Некоторые мотор-тестеры, кроме этого, рассчитаны на диагностирование двигателей Ванкеля.

Дизель-тестер является по существу аналогом мотор-тестера карбюраторного двигателя. По изображению кривых давления на экране его осциллоскопа можно определить; :

начало впрыска в динамическом режиме;

продолжительность впрыска;

состояние автоматических регуляторов системы впрыска;

давление впрыска и установившееся давление в топливопроводе и форсунке;

угловую скорость двигателя.

Некоторые модели дизель-тестеров содержат только тахометр и измеритель угла опережения впрыска. В качестве датчиков использован стробоскопический писто-

лет и пьезоэлектрический датчик давления, устанавливав емый в первом цилиндре двигателя. Стробоскопический пистолет фирмы Сан для диагностики дизелей отличается тем, что один стрелочный прибор, совмещающий в себе тахометр и измеритель угла опережения впрыска, смонтирован непосредственно на рукоятке стробоскопического пистолета.

Выпускаются приборы для анализа выхлопных газов дизельных двигателей. С их помощью можно производить оценку общего состояния двигателей и регулировать их по оптимальной мощности.

Многими фирмами разработаны стенды для диагно -стики тормозов и определения мощности, развиваемой автомобилем на ведущих колесах, и проверки спидометров.

Фирмы выпускают стенды для регулировки установки управляемых колес автомобиля и проверки установки заднего моста. Это в основном оптические стенды. Некоторые фирмы выпускают более прогрессивные, на наш взгляд, стенды для проверки углов установки передних колес по значению боковых усилий, действующих на вращающиеся колеса.

В последнее время выпускаются стенды для диагностики амортизаторов подвески без снятия их с автомобиля, основанные на возбуждении собственных колебаний подвески и анализа параметров резонансной кривой.

ГЛАВА Ш СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ИЗДЕЛИЯ И КОНСТРУКЦИИ

Большой объем капитального строительства, осуществляемый в США, обеспечивается продукцией развитой в этой стране промышленности строительных материалов, изделий и конструкций (табл. 35). Продукция, выпускаемая промышленностью строительных материалов США, характеризуется широким ассортиментом и высоким качеством. Крупными поставщиками строительных Материалов и изделий являются также химическая, деревообрабатывающая, металлургическая и другие отрасли промышленности.

Характерной особенностью многих отраслей промышленности, в том числе выпускающих строительные мате-



ТАБЛИЦА 35

ПРОИЗВОДСТВО основных СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ИЗДЕЛИЙ

Материалы и издеЛия

1970 г.

1971 г.

1972 г.

1973 г.

1974 г.

1975 г.

Цемент, млн. т

67,4

71.1

74.9

77.5

73,4

В том числе произведенный сухим способом

28,6

Доля цемента, произведенного сухим способом, в общем объеме производства це-мента^ %

Песок строительный, млн. м'

217,2

212.3

214.4

239.8

244.3

Гравий, млн. м'

317,6

288,2

278.6

304.9

Щебень, млн. м'

381,2

383.1

Товарный бетон, м'

Сборный железобетон, млн. м'

22,7

24,4

25,6

27.2

25.1

21,3

Асбест, тыс. т

Листы асбестоцементные, млн. условных плиток

590,3

Плитки керамические для пола и отделки внутренних стен зданий, млн.

25,1

28,9

26.3

22,3

Мягкие кровельные материалы, млн. м^

2620

2716

2812

2945

3095

4031

Трубы асбестоцементные (условный диаметр 200 мм), тыс. км

21,1

22.3

23,2

24,6

Обожженный гипс, тыс. т

7665

8642

10891

11423

9970

8330

Известь (строительная), млн. т

17,9

17,8

18,4

19.1

19.5

20,5

Лаки и краски (исключая типографские и художественные краски и мастики), тыс. т

3755

4000

4150

4423

4233

4050

Древесина деловая (вывозка), млн. м'

312.7

320,2

315,6

322.2

322,7

Пиломатериалы (включая шпалы), млн. м'

81,1

86,6

90.3

91,2

82.6

76,3

Фанера клееная, тыс. м'

14 078

16 215

17 746

18 054

15 554

14 800

Плиты древесностружечные, тыс. м'

3126

4365

5526

6352

5485

4541

Плиты древесноволокнистые, млн.

725,5

856,1

928,5

950,5

943,4

968,9

Кирпич строительный, млрд. шт.

Стекло оконное (условная толщина 2 мм), млн. м'

123,3

4.4 128,4

4,4 135,3

126.7

106.3

3,1 61.6

Минеральная вата н изделия нз нее, млн. м'

29,3

29,5

31.5

32.1

Алюминиевые сплавы, тыс. т

1006

1255

1418

1614

1363



риалы, изделия и конструкции, в США является наличие больших, часто неравномерно используемых производственных мощностей. Так, например, мощности цементной и металлургической промышленности в зависимости от спроса на их продукцию в первой половине года, как правило, бывают загружены не полностью. Объем продукции, выпускаемой этими отраслями в отдельные периоды времени, значительно возрастает. Наличие указанных резервов мощностей позволяет полностью обеспечить потребности строительства в материалах и изделиях.

Строительная индустрия США является одним из наиболее емких потребителей металлов и пластмасс. А такие материалы, как цемент, асбестоцемент, стекло, керамика, природный камень, древесина, фанера, древесностружечные и древесноволокнистые плиты, почти полностью потребляются строительством.

Т. СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ИЗДЕЛИЯ

Объем производства цемента в США непрерывно увеличивался и достиг в 1973 г. максимального размера- 77,5 млн. т. В 1974 г. и особенно в 1975 г. объем его производства, в связи с экономическим кризисом, резко снизился. Мощности цементных заводов в 1974 г. были использованы в США только на 85,8%.

В 1974 г. в США насчитывалось 168 заводов, производящих портландцемент. 100 из них работали с применением мокрого процесса подготовки материалов для обжига во.вращающейся печи (57,7% общей мощности всех заводов) и 63 - с сухим способом подготовки материалов (38,8%), 5 заводов имели оба способа производства (3,5%).

Цементными заводами США выпускается 26 типов портландцементов различных марок, из которых основными считаются 8 типов. Остальные 18 типов цементов разбиваются на две группы: 10 видов цементов особого назначения И 8 видов специальных цементов-

т

К наиболее распространенным 8 типам цементов относятся следующие:

нормальный портландцемент - тип I, применяющийся во всех случаях, когда не предъявляются специальные требования к бетону - сульфатостойкости, низкой экзотермичности. Он широко используется в заводском производстве сборных железобетонных изделий, если при их изготовлении применяется пропаривание;

портландцемент -тип II, используемый при строительстве дренажных сооружений, когда содержание SO4 в грунтовых водах достигает не более 0,2%, при возведении массивных сооружений (обладает пониженной экзотермичностью), для производства работ летом и на юге при высоких температурах воздуха;

быстротвердеющий цемент - тип III, употребляемый в тех случаях, когда необходимо получить бетон высокой прочности в раннем возрасте. В зимнее время использование этого цемента позволяет сократить период прогрева или отепления конструкции. В большинстве случаев при его применении достигается экономия цемента и удешевление производства работ.

низкоэкзотермический цемент - тип IV, применяющийся при строительстве крупных дамб, плотин и других массивных гидротехнических комплексов;

сульфатостойкий цемент - тип V, используемый при строительстве подземных и других сооружений, испытывающих воздействие сульфатных вод при концентрации so4 более 0,2%;

три типа цемента с воздухововлечением -1а, Па и Ша. Бетоны на этом цементе обладают повышенной морозостойкостью и сопротивляемостью откалыванию при очистке от снега и наледи.

Бетоны, приготовленные на основе перечисленных цементов, имеют в трехмесячном возрасте в соответствии с их маркой соответствующую прочность, но достигается она по-разному. В то время как быстротвердеющий цемент- тип Ша один день достигает по отношению к нормальному портландцементу - тип I 190% прочности, то тип 11 - 75%, тип IV -55% и тип V -65%. В месячный срок разница существенно уменьшается, однако выравнивание прочностей достигается только к 3 месяцам.

К цементам особого назначения относятся следующие 10 видов:



белые и цЁетйЫё цементы, которые находят все большее применение главным образом в конструкциях, требующих цветового решения;

два вида шлакопортландцемента (I и IA). По прочности они аналогичны портландцементу - тип I. Цемент IA обладает качеством воздухововлечения;

четыре вида пуццоланового портландцемента (IP, IPA, Р и РА). Применяются преимущественно в гидротехнических сооружениях, при возведении крупных мостовых опор, плотин и т. д.;

кладочный портландцемент предназначен для изготовления раствора, применяемого при каменной или кирпичной кладке, который должен отвечать требованиям пластичности, удобоукладываемости и способности удерживать воду. Кроме того, после затвердения раствор должен гармонировать с цветом камня, кирпича или блоков.

К числу специальных относятся следующие виды цемента; маслостойкие, водостойкие, пластичные и другие. Они изготовляются по специально разрабатываемым техническим условиям.

В 1974 г. цемент, выпущенный в США, был использован на следующие цели: для приготовления товарного бетона - 66,1%; на изготовление изделий из бетона и железобетона-13,7%; на дорожное строительство - 7%; для изготовления строительных материалов-8,2% и на прочие нужды-5%

В строительстве также используется высокоглиноземистый цемент. Он содержит до 80% глинозема, а примеси окиси железа и кремнезема не превышают в нем 1%. Бетоны, сделанные на его основе с корундовыми заполнителями, могут выдерживать температуру до 1800° С.

Начиная с 1969 г. в США начал производиться новый расширяющийся М -цемент, представляющий собой продукт совместного помола портландцементного клинкера типа I, глиноземистых шлаков и гипсового камня, взятых примерно в соотношении 80:8 : 12 по массе.

Содержание основных окислов, определяющих расширяющие свойства цемента, составляет: А1-9%, S- 6% и Mg-5%. Тонкость помола составляет 1600 см/г; сроки схватывания: начало 2 ч, конец 10 ч: 2-дневная

Прочность составляет 84 кг/см*, 7-дневная-144 кг/см2,

28-дневная - 250 кг/см.

В 1971 г. М -цемент усовершенствован путем введения дополнительной составляющей расширяющего компонента - извести. Новый состав М -цемента теперь имеет следующее соотношение компонентов - 80:5:12:3 (портландцементный клинкер : глиноземистый шлак : гипс : известь). Новый компонент вводится в виде комовой извести-кипелки.

В строительстве США в больших объемах используются фракционированный песок, щебень и гравий, добываемые и обогащаемые, как правило, на крупных механизированных карьерах. Например, в 1975 г. было использовано 244,3 млн. песка, 304,9 млн. м^ гравия. Около 40% этих материалов пошло на строительство зданий и сооружений и около 50% - на строительство автомобильных дорог. В том же году на строительстве было использовано 335 млн. фракционированного щебня.

Следует отметить, что прочность на сжатие заполнителей для тяжелого бетона в США не нормируется. Требуется, чтобы заполнитель обеспечивал получение бетона заданной прочности на сжатие. В связи с этим в строительстве США используется всего И-12% гранитного щебня от его общего объема, более 70% щебня из известняка и доломита и около 18% щебня из других каменных пород (песчаник, ракушечник и др.).

В качестве легких заполнителей бетона в США используются пемза И' вулканические шлаки, которых потребляется ежегодно более 3 млн. т, керамзит, изготовляемый из глины и глинистых сланцев, в количестве более 10 млн. т в год, а также вспученный перлит и металлургические шлаки.

В США, располагающих большими залежами перлита, ежегодно изготовляется около 4 млн. м^ вспученного перлита. Высокие теплоизолирующие и огнезащитные Свойства этого материала и его малая объемная масса обеспечили его широкое использование, в том числе для изготовления конструктивных и теплоизоляционных перлитобетонов и растворов, сухой штукатурки и различных теплоизоляционных изделий. Растворы, изготовленные на основе перлита, применяются также для защиты стальных конструкций от огня (наносятся путем набрызга), а также для теплоизоляции кровельных



покрытий. Учитывая ценность и перспективность использования перлита, в США в 1949 г. был создан институт Перлит , имеющий в настоящее время 50 отделений в США и за рубежом. Членами этого института являются также 22 страны, имеющие месторождения перлита.

В строительстве и промышленности строительных материалов США широко применяются доменные шлаки и шлаки от выплавки стали:

1973 г.

Доменные шлаки, млн. т- 25,9

Шлаки от выплавки стали, 8,7 млн. т

1974 г.

26,5 8,8

1975 г.

27 9.9

В 1973 г. в строительстве было применено около 95% Общего объема потребляемого шлака. Доменный шлак использовался в качестве заполнителя для бетона на портландцементе и асфальтобетона для изготовления шлаковой пемзы, шлаковаты и гранулированного шлака, который потреблялся цементной промышленностью, а также при производстве бетонных камней и для других целей. Шлак от выплавки стали применялся в основном в дорожном строительстве.

- В настоящее время в США используется около 4 млн. т золы-уноса, которая употребляется при производстве цемента, применяется при изготовлении бетона, пористых заполнителей для него, а также для стабилизации грунтов. Сравнительно недавно в строительстве нашла применение зола-унос с содержанием извести более 20%. Такая зола в смеси с портландцементом увеличивает прочность бетона.

В США довольно широко используются различные ускорители твердения бетона. Наиболее распространенным ускорителем является тонко измельченное твердое вещество, представляющее собой сополимеры стирола и бутадиена. Порошок вводится в бетонную шихту в сухом виде в количестве до 2% массы цемента. Это ускоряет твердение бетона в раннем возрасте, и стальная арматура в результате введения ускорителя не подвергается коррозии.

К числу традиционных стеновых материалов, используемых в настоящее время в США, относятся бетонные камни и кирпич. Кроме обычных бетонных камней нашли применение пустотелые бетонные стеновые камни, ко-

торые делаются с вкладышем из пенополистирола. Этот камень, обладающий хорошими теплоизоляционными свойствами, применяется практически для возведения всех видов зданий. Размер его 203X203X406 мм.

После освоения в США производства легких бетонов получила развитие промышленность по изготовлению из этих бетонов стеновых блоков. В настоящее время примерно 65% всех легких бетонов на пористых заполнителях используется в США для изготовления бетонных блоков.

С наружной стороны стены из кирпича и блоков часто облицовываются профилированными листами из алюминиевых сплавов. Широко используются в США в качестве ограждающих трехслойные конструкции, изготовляемые в виде панелей покрытий и навесных панелей стен из стального или алюминиевого листа с эффективным утеплителем. Подсчитано, что на изготовление ограждающих конструкций (профилированный настил покрытий, обшивка стен зданий, трехслойные панели покрытий и стен) расходуется около 70% алюминиевых сплавов, идущих на нужды строительства. Применяются также трехслойные стеновые конструкции с обшивкой из асбестоцементных листов и стеклопластиков.

В связи с развивающейся в США промышленностью сборного железобетона расширяется применение железобетонных стеновых панелей, в том числе из легкого бетона, железобетонных скорлуп из тяжелого бетона, утепляемых после их установки в стены теплоизоляционными плитами или матами.

В строительстве одноэтажных зданий для стеновых ограждений широко используется древесина, в том числе в виде водостойкой фанеры в сочетании с различными утеплителями.

Широкое применение в США находят новые виды стеновых панелей. К ним, например, относятся кирпичные панели. Их изготовление стало возможным после того, как химическая фирма Дау Кемикел стала выпускать новый материал саробонд , используемый как добавка в раствор. Прочность раствора с этой добавкой резко увеличивается и после его затвердения достигает прочности кирпича.

Кладочный раствор состоит из следующих компонентов по массе: цемента - 10 частей, извести -5, песка- 30, саробонда - 5 и воды - 1 часть.



1 ... 6 7 8 9 10 11 12 ... 17
Яндекс.Метрика